Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 1 (9), 2010 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Актуальные проблемы развития Севера

 

80-летие Института народов Севера
Санкт-Петербургского государственного педагогического университета

 

 

Т.Б. Уварова
(Москва, Россия)

 

К 80-летию Института народов Севера:
Международная научно-практическая конференция
«Реальность этноса», 1999 – 2009 гг.

 

Этнические и национальные проблемы приобрели особые роль и значение в российском образовании на рубеже XX-XXI вв. В этот период появились многочисленные новые учебники и учебные пособия, публикации программ учебных курсов и образовательных стандартов, специальные исследования этнонациональных аспектов модернизации образования – от дошкольного до поствузовского.  В условиях исторически сложившейся полиэтничности России этнокультурная составляющая стала предметом специального изучения, осмысления сложившихся традиций, анализа инновационных процессов в отечественной образовательной системе.

Тенденции и результаты этого сложного и противоречивого процесса представлены материалами ежегодных Международных научно-практических конференций  «Реальность этноса», проходящих в Санкт-Петербурге с 1999 года.  Организатором конференций выступил один из ведущих педагогических вузов России – Российской государственный педагогический университет имени  А.И. Герцена, в состав которого входит образованный в 1930 г. Институт народов Севера. Это во многом уникальное учебное заведение, где изучаются более двадцати языков и культур малочисленных народов России, готовятся научные сотрудники, педагоги, работники в области культуры и искусства из представителей коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В конференциях принимают участие не только педагоги многих петербургских вузов, но и представители академических  исследовательских и музейных учреждений – Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российского этнографического музея, Государственного музея истории религии, Государственного музея Арктики и Антарктики, Института истории искусств и др.

Важными особенностями конференций стали необычайно широкая «географическая представленность» авторов: ученых, исследователей, педагогов более чем из 70-ти городов и регионов России, ближнего и дальнего зарубежья: стран Балтии, Белоруссии, Украины, Азербайджана, а также Австрии, США, Тайваня, Швеции, Финляндии.  В одной из последних, VII (2005 г.) конференции, приняли участие представители 55 вузов и исследовательских институтов России, в том числе 35 университетов. Разнообразен также спектр специальностей участников: это философы, историки, культурологи, этнологи, этнографы, филологи, лингвисты, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы, специалисты в области организации и управления культурой и образованием.

 Конференции «Реальность этноса» проводятся в рамках проекта одной из международных кафедр ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе», научно-образовательного центра в международной университетской сети. Кафедры создавались в соответствии с разработанным  в ЮНЕСКО еще в 1991 году Всемирным планом действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности, более известным под названием  «ЮНИТВИН» (от английского University Twinnings). По своим задачам кафедры ЮНЕСКО являются одним из каналов интеграции мирового сообщества в области образования, науки, культуры и коммуникации.

За десятилетие работы конференции ее «информационный массив» составил свыше 1500 докладов и выступлений общим объемом свыше 300 печатных листов. Каждый из 10 ежегодных сборников материалов конференции сформирован как своего рода коллективная монография, в структуре которой выделены и теоретико-методологические проблемные разделы, и разделы региональные. Структурированные таким образом, материалы конференций обеспечивают широкий обмен опытом между специалистами различных регионов России и зарубежных стран и, вместе с тем, междисциплинарную научную экспертизу этнонациональных аспектов модернизации отечественной системы общего и профессионального образования,

Наиболее объемны и разнообразны по тематике разделы североведения и сибиреведения, в которых представлен опыт современной педагогической практики. Так, этноориентированное образование, призванное воспрепятствовать размыванию культуры, признано одним из приоритетных направлений образовательной политики Ханты-Мансийского автономного округа. В ряде районов существуют школы, при которых действуют экспериментальные площадки (вместе с общим образованием там пытаются дать ученикам навыки участия в традиционных промыслах, за школами закреплены промысловые участки). Комплексная программа развития образования действует в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе.

Перспективы участия Института народов Севера в модернизации системы образования связаны, согласно оценке заведующего кафедрой этнокультурологии профессора И.Л. Набока, с развитием этнопедагогического и этнопсихологического направлений, с актуализацией, включением в современный образовательный процесс ценного опыта народной педагогики, накопленного в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А это, в свою очередь, должно послужить основой  для создания таких образовательных систем, которые в гораздо большей степени, чем сейчас, учитывали бы особенности этнического менталитета человека Севера, но при этом помогали бы ему органично вписаться в любой современный социокультурный контекст – общероссийский или мировой.

Проблемы этнокультурного образования имеют не меньшее значение для  европейской части России. Среди постоянных участников конференции представители не только Поволжья и Кавказа, но и полиэтничных регионов без статуса автономий. В Оренбуржье, например, где проживают представители восьмидесяти национальностей, функционируют свыше 50 национальных объединений, центров, обществ, 360 религиозных организаций, представляющих 22 конфессии (РЭ-5 2003: 253). Этнокультурное образование получило свое воплощение в разных видах: дошкольное, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения и центры. Родной (нерусский) язык преподается в 187 школах: татарский – в 83, башкирский – 47, казахский – 46, чувашский – 4, мордовский – 5, еврейский -1, польский -1.

В области функционирует несколько учебных заведений, где готовят учителей по родным языкам для начальных школ. На протяжении последних лет в школах с этнокультурным компонентом число учащихся, желающих обучаться на родном языке, не увеличивается, и в итоге кадры учителей оказались невостребованными. Вместе с тем попытки структур образования сократить набор по данным специальностям вызывают протесты национально-культурных объединений.

Введение регионального компонента гуманитарного образования в Краснодарском крае активно началось в середине 1990-х годов. Специфика исторического развития, полиэтничный состав населения кубанского региона определили его преимущественно этнокультурную направленность в изучении краеведения, основанную на целом ряде археологических, лингвистических, этнологических источников. Вопросы истории казачества Кубани, пожалуй, одни из наиболее актуальных в современной историко-регионоведческой литературе (РЭ-5 2003: 294). Этнокультурный компонент образовательной системы современного полиэтничного мегаполиса представлен на конференции, главным образом, материалами  по Санкт-Петербургу.

Материалы конференции отражают не только региональное многообразие российского образования, но и процессы целенаправленных изменений его этнокультурной составляющей на протяжении последнего десятилетия. Автор концепции конференции доктор философских наук И.Л. Набок одну из центральных задач конференции видит в преодолении разрыва между профессиональным и массовым этнографическим образованием. Эта задача масштабного форума в общем виде была сформулирована в тематике  I конференции «Реальность этноса - 1999: Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы». В тематике последующих ежегодных собраний заявленная концепция развивается, корректируется, уточняется автором, выступающим на протяжении десятилетия также директором-организатором и научным редактором материалов конференции.

Перед научным сообществом была поставлена задача формирования в России современного этнокультурного сознания с особым вниманием к методологическим и методическим проблемам развития этнологического образования в школе и вузе. Главной темой II конференции «Реальность этноса - 2000» стал национально-региональный компонент в образовании: его содержание, структура, функции. Национально-региональный компонент был выделен наряду с федеральным в государственных образовательных стандартах нового поколения (2000 г.) для усиления практической направленности образовательной деятельности на решение региональных проблем, ее ориентацию на этнонациональную специфику регионального образовательного пространства. Парадоксально, но при декларации такого подхода к образованию «Этнография/ Этнология» была выведена из числа обязательных учебных дисциплин педагогических вузов.

«Реальность этноса – 2001: Национальные школы в этнологии, этнографии и культурной антропологии: наука и образование» отражает одну из основных тематических линий конференций, связанную со стремлением обеспечить взаимосвязь научно-исследовательской деятельности с реальными образовательными процессами в различных регионах России. Признание этой проблемы имеет не только большое практическое социальное значение, но и способно в значительной степени стимулировать сами научные исследования в данной области, обеспечить их актуализацию, их конкретное участие в формировании культуры межэтнических, межнациональных отношений, этнической и межконфессиональной толерантности.

Вместе с тем, совершенно очевидным оказалось несоответствие реальной социокультурной значимости этнической проблематики и того места, которое она занимает в отечественных образовательных программах всех уровней.  Так, в государственных образовательных стандартах нового поколения высшего педагогического образовании этнологии как учебной дисциплине места практически не нашлось. До сих пор отсутствует и соответствующая педагогическая специальность. Тем не менее, введение в образовательные программы обязательного национально-регионального компонента становится важным шагом вперед в преодолении разрыва между этнологической наукой и образованием (РЭ-3 2001: 3-4). Проблемы межэтнической коммуникации в контексте образования были рассмотрены на IV конференции «Реальность этноса - 2002».

 «Реальность этноса – 2003: Этнонациональные аспекты модернизации образования»  была посвящена 300-летию Санкт-Петербурга, современного полиэтничного и многоконфессионального мегаполиса. Особое внимание участников конференции было привлечено к одной из приоритетных задач  «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.»  - выработке конкретных  путей развития и совершенствования профессиональной педагогической деятельности в полиэтничной и поликультурной среде.

  В аналитическом обзоре «Российское образование в 2001 г.» была отмечена недостаточная разработанность содержания национально-регионального компонента образования. По мнению профессора И.Л. Набока, его правильнее было бы назвать «этнорегиональным», учитывая полиэтничность и мультикультурность образовательного пространства России. «Стержнем такой концепции должно стать представление о том, что этнонациональное «измерение» культуры и общественной жизни носит всеобщий, всепроникающий характер, что это – не отдельно взятая сфера, но сторона, «срез» любой гуманитарно-образовательной сферы, касающийся фундаментальных оснований самого бытия личности и общества. Понимаемое в широком смысле слова этнологическое образование не может ограничиваться введением учебного предмета «этнология» или «этнография», оно должно пронизывать всю систему гуманитарного знания» (РЭ-5 2003: 12).

Стихийное осознание масштаба этой ситуации привело во второй половине XX в. к своеобразному буму этнической проблематики, даже к своеобразной моде на «этно». Другой стороной этого процесса стало «размывание» этнологической проблематики, нестрогость употреблений понятий «этнос», «этничность», «этно-», приобретающих нередко метафорический смысл. Этнологическое знание в российской системе образования до сих пор не стало массовым, оно остается сферой узкопрофессиональной подготовки, уделом академических исследовательских и музейных учреждений. Отсутствие ясно выраженной национальной идеологии приводит к упрощенному пониманию процессов глобализации и интернационализации культуры, нередко трактуемых как процессы снятия этнонациональных различий. 

Эта проблема определила тему VI конференции «Реальность этноса – 2004» - образование и национальная идея. В условиях современной России можно говорить, по крайней мере, о двух смыслах понятия «национальная идея». В широком смысле, это понятие может быть рассмотрено как синоним национальной (общероссийской, общегражданской) идеологии, т.е. в качестве системы идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества. В узком смысле, под национальной идеей можно понимать систему представлений, связанных с ценностными установками в области межэтнических, межнациональных отношений, этнического сознания, этнической идентичности.

Сегодня, увы, есть все основания говорить о «массовой этнологической безграмотности» населения многонациональной России», считает И.Л. Набок (РЭ-7 2005: 18). С другой стороны, потребность в этом знании, его реальная востребованность приводит к тому, что можно назвать стихийной «педагогической этнологией». В многочисленных спецкурсах, на факультативах рассматриваются вопросы национальной культуры, национального самосознания, национального характера, наконец, национальной идеи. И это делается не всегда компетентно с позиций этнологической науки.

Между тем, современная педагогическая теория сегодня уже не может обходиться без этнологического знания. И дело не только в многочисленных описаниях приемов традиционной «народной педагогики», которые сегодня во многом оказываются неприменимы, оказываются своеобразной данью «этническому романтизму», ибо вступают в вопиющее противоречие с системой ценностей, насаждаемой коммерческой массовой культурой. У понятия «этнопедагогика» может быть и другой смысл – интеграция педагогической и этнологической теории. Речь идет о включении этнологического аспекта  в рассмотрение педагогических проблем.

VII конференция «Реальность этноса - 2005: Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса» анализирует возможности и условия вхождения отечественной системы образования в формирующееся единое культурно-образовательное пространство Европы.

VIII конференция «Реальность этноса - 2006: Роль образования в формировании этнической и гражданскойидентичности», посвящена кругу проблем, в решении которых теория приобретает непосредственный социальный и   практический смысл. От уровня теоретического осмысления в значительной степени зависит и характер принимаемых политических решений, касающихся принципов, стратегии и тактики построения нового гражданского общества в России. Эта тактика и стратегия в полной мере должна учитывать и интересы граждан, принадлежащих к разным этническим и конфессиональным группам, и интересы регионов, вырабатывающих свою, адекватную этноконфессиональному  своеобразию политику, развивающих собственное этнокультурное пространство.

Пожалуй,  впервые с трибуны конференции прозвучало развернутое обоснование связи «национального» не с «реальностью этноса», а с общегражданской государственной принадлежностью россиян  (Тишков В.А. Есть такая нация (РЭ-8 2006: 18-24). Сознательно уходя от ставшего уже общим местом сравнения «отсталого примордиализма» с «продвинутым конструктивизмом», хотелось бы в очередной раз привлечь внимание к многомерности, многослойности, зачастую противоречивости самих феноменов «этнического» и «национального». Вероятно, концептуализация этих сложнейших явлений с учетом многообразия их конкретно-исторических форм не может быть унифицирована для «повседневно-бытового» понимания населения различных регионов России, с одной стороны, и обобщений теоретического уровня мировой социальной науки – с другой. Важно, что конкретные исследования по выявлению и сопоставлению «уровней понимания»  уже ведутся в отечественной этнологии.

IX Международная конференция «Реальность этноса: Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов», состоявшаяся в марте 2007 г, посвящена 210-летию Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 

В вопросах формирования этнической и гражданской идентичности, как убедительно свидетельствуют материалы X конференции «Реальность этноса:Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности»,  особенно очевидной становится решающая роль образования как главного института социализации, от уровня которого во многом зависит будущее страны.

 Другой аспект этнической и гражданской идентичности связан с острейшими проблемами межэтнических взаимоотношений и конфликтов. Этот круг вопросов освещают доклады участников XI конференции «Реальность этноса: Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности». Степень развития этнокультурных составляющих современного отечественного образования в значительной степени определяет уровень толерантности и межэтнической конфликтности в регионах России.

В то же время, как считают организаторы конференции, опыт теоретической рефлексии по поводу проблемы идентичности (этнической, национальной, гражданской) показывает несостоятельность научной монополии на это понятие этнологии и социально-культурной антропологии. Эта проблема может быть системно, комплексно рассмотрена только в междисциплинарном исследовательском поле.

В целом материалы конференции подтверждают перспективность и востребованность одной из основных принципиальных установок этого научного форума – линию на дальнейшее сближение и взаимодействие академического научного этнологического, антропологического знания и отечественной системы образования, которое сегодня находится в процессе модернизации и перестройки. Очевидным результатом конференции можно также считать создание неформального рабочего сообщества, которое активизирует интерес к проблемам этнологического образования в отечественном обществознании, включая как сторонников своих теоретических позиций, так и их оппонентов.

Публикации материалов конференции «Реальность этноса»:

Реальность этноса: Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  17-20 мая 1999 г. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. – 464 с.

Реальность этноса: Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции: Материалы II Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  25 – 28 апреля 2000 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. – 281 с.

Реальность этноса: Национальные школы в этнологии, этнографии и культурной антропологии: наука и образование: Материалы  III Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  16 – 19 апреля 2001 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб.:Изд-во РГПУ, 2001. – 359 с.

Реальность этноса: Образование и проблемы межэтнической коммуникации: Материалы IV Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  5 - 8 апреля 2002 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб.: Изд-во РГПУ 2002. – 342 с.

Реальность этноса: Этнонациональные аспекты модернизации образования: Материалы V Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  18-21 марта 2003 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб., 2003. –718 с.

Реальность этноса: Образование и национальная идея: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  2-5 марта 2004 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Редкол.: Бордовский Г.А. (пред.), Набок И.Л. (науч. ред.) и др. – СПб., 2004. –557 с.

Реальность этноса: Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса: Материалы VII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  22-25 марта 2005 г.) / Науч. ред. Набок И.Л. – СПб.: Астерион, 2005. – 536 с.

Реальность этноса: Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург,  4-7 апреля 2006 г.) / Науч. ред. Набок И.Л. – СПб.: Астерион, 2006. – 704 с.

Реальность этноса:  Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященная 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург,  27-29 марта 2007 г.) - СПб.: Астерион, 2007. – 711 с.

Реальность этноса:Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности: Материалы X Международной научно-практической конференции, (Санкт-Петербург,8 – 11 апреля 2008 г.) – СПб.: Астерион,2008. -  Ч.1. -  476 с.; Ч.2. – СС.479-937.

Реальность этноса: Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Материалы XI Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14-17 апреля 2009 г.).  - СПб.: Астерион, 2009. - Ч.1. – 475 с.; Ч.2 – СС.476 – 903.

 

 

© Т.Б. Уварова

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100