Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4 (24), 2013 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

Николай Сивков

(Перник, Болгария)

 

Зырянские деревянные календари-святцы. К проблеме датировки

 

 

Деревянный резной календарь использовался на обширной территории севера европейской части России, населенной народом коми (зырянами), в период ХІV - нач. ХХ вв. Он связан с христианизацией Пермско-Вычегодского края и известен в науке как „зырянский деревянный календарь-святцы“ (коми “пу святсi”). Открытый в 1998 г. в селе Вомын, Корткеросского района, новый артефакт представляет собой бипирамидальный шестигранный деревянный брусок, на грани  которого нанесены насечки, а также знаки рунического типа и названия месяцев на кириллице. Насечки соответствуют дням юлианского календаря. Рунические знаки указывают на даты наиболее важных церковных праздников. Год на календаре начинается 1 марта. Представлен и пасхальный цикл, в котором Пасха совпадает с Благовещением (25.03), т.е. является Кириопасхой. Методом археоастрономического восстановления пасхального цикла предлагается возможная датировка данного календаря первой половиной XVII  века.

Миссионерская деятельность Св. Стефана Пермского в Перми Вычегодской в XIV веке связана с двумя важными культурными событиями. Первое –  это составление коми азбуки (анбур) и на основе ее перевод церковных богослужебных книг на коми язык. Второе – введение нового христианского времяисчисления и православного церковного календаря. Тем самым происходит приобщение народа коми к общеевропейским культурным ценностям и цивилизации. Если первый факт в настоящее время общеизвестен, то второй не столь популярен и не столь бесспорен как первый. Он находится как бы в тени от общей проблематики, связанной с распространением христианского вероучения в коми крае, но является частью этого процесса, при этом весьма немаловажной, так как юлианский календарь не просто инструмент отсчета линейного и цикличного времени, а своего рода рупор идей новой христианской философии и христианского мировоззрения. С возникновением и распространением христианства в Европе в средние века за короткий исторический период этот тип календаря и способы отсчета времени приняли всеобщий характер.

В Европе получили широкое распространение (от Балкан до Скандинавии и от Прибалтики до Урала) т.н. „деревянные календари - святцы”, содержавшие сведения о наиболее важных христианских праздниках [1].

Одна из разновидностей таких календарей известна в науке как „зырянский деревянный календарь-святцы”. Термин был введен в 60-е годы ХІХ века Павлом Ивановичем Савваитовым, известным российским археологом и историком, который определил ареал его распространения – северо-восток  европейской части России, среди коми-зырян в бассейнах рек Вычегды, Печоры и Сысолы [2].  Встречается он, однако, и в Зауралье, а также у сибирских народов – якутов, эвенков, чукчей [3]. К западу от Вычегодского региона такие календари использовались в Архангельской области, в Приладожье и Карелии. Распространение его за пределами основного (вычегодско-печорского) ареала, вероятно, явилось результатом культурных контактов коми с соседними народами [4].

В Национальном музее Республики Коми представлена коллекция из 6 календарей данного типа. Они публиковались в 60-е годы  ХХ века финским исследователем Г. Штипа  [5], а в последние годы – сотрудником музея, этнографом В.Б. Липиным [6]. Еще несколько неопубликованных  артефактов хранятся в местных краеведческих музеях в Усть-Усе, Троицко-Печорске, Приуральске, Югыдтыдоре, Помоздино, Усть-Выми, Визинге.

В отличие от скандинавских и прибалтийских деревянных календарей-бирок „зырянские деревянные календари“, как правило, не датированы или датированы весьма условно, на основе исторической справки со слов информаторов, от которых получен тот или иной предмет. В редких случаях на них записан какой-то конкретный год.

Темой настоящего сообщения является опыт датировки подобного типа календаря с использованием метода археоастрономического анализа содержащейся на нем визуальной информации.

В ходе школьной археографической экспедиции под руководством Людмилы Королевой и Анатолюса Смилингиса в селе Вомын, Корткеросского района, Республики Коми, зимой 1998 г. был обнаружен неизвестный зырянский деревянный календарь-святцы [7], принадлежавший жителю села В.А. Каракчиеву (род. в 1927 г.). По словам владельца, в прошлом им пользовались его дед (Каракчиев Емельян Павлович, род. в 1848 г.) и прадед (Каракчиев Павел Васильевич). Долгое время календарь хранился в амбаре в самодельном чемодане, сплетенном из бересты, вместе с другим старинным предметом – фарфоровым чайником с надписью „1760”.

Календарь из села Вомын (фиг.1) представляет собой деревянный брусок шестигранной биконической формы, длиной 24 см и диаметром 4 см в утолщенной части. На ребрах граней бруска сделаны насечки, общее количество которых (365) соответствует количеству дней в солнечном году (365,25). Насечки группируются по 31, 30 и 28 знаков, т.е. по количеству дней в месяцах юлианского календаря. На каждой грани расположено по два месяца. Их отсчет ведется зигзагообразно: справа налево, затем слева направо и т.д. На поверхности граней врезаны знаки рунического типа и названия месяцев на русском языке с коми орфоэпией („певраль“ вместо „февраль“). На левом торце предмета просверлено небольшое глухое концентрическое отверстие и сделана зарубка треугольной формы, которая указывает на месяц март. Посередине брусок разделен неглубоким желобом на две симметричные части.

На гранях бруска  знаками рунического типа [8] отмечены 43 неподвижных праздника православного месяцеслова [9]. Основными среди них являются: Благовещение, Юрьев день (весенний и осенний), Николин день (весенний и зимний), Иванов день (летний и зимний), Петров день, Ильин день, Успение Богородицы, Покров Богородицы, Михайлов день, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне (фиг.2).

Год, отмеченный на календаре, является т.н. мартовским церковным годом.  Месяцы, расположенные  на соседних гранях бруска, последовательно соединяются длинными фланговыми зарубками. Между месяцами февраль и март такой зарубок отсутствует, что говорит об окончании одного календарного цикла и начале другого. Кроме того, на левом торце напротив марта месяца сделан треугольный зарубок – маркер, указывающий на начало нового годового цикла (фиг.3).

П.И. Савваитов относил происхождение „зырянского календаря” к ХІV веку, так как, согласно преданию, создателем его является Св. Стефан Пермский, а „начало года месяцем мартом служит подтверждением тому преданию” [10]. В 1492 г. по решению Московского собора православная церковь перешла от мартовского  года к сентябрьскому,

В таком случае или этот тип календаря действительно относится ко времени, предшествующему переходу от мартовского времяисчисления к сентябрьскому, или же является свидетельством об устойчивом  бытовании в северных областях московского государства двух календарных систем и после официального принятия церковью 1 сентября за начало года. В 1700 г. реформой Петра Первого за начало „гражданского“ года была принята дата 1 января.

На пяти гранях бруска (с февраля по июнь) насечки расположены ритмично,  группами  по 7 знаков. За шестью обычными зарубинами следует один крупная зарубина. В семидневном недельном интервале (6+1) крупная зарубина должна соответствовать воскресенью. Таким образом, на календаре 4 марта приходится на воскресенье, а 1 марта -  на четверг, т.е. на нем отмечен „четверговый год”.

Продолжительность выделенных 22 недель (седьмиц) совпадает с  пасхальным циклом. Они охватывают период 7 недель от Сыропустной недели (04.02) до Пасхи и столько же от Пасхи до Троицы. При этом день Сошествия Святого Духа (Духов день), которым завершается пасхальный цикл, отмечен самой крупной в календаре зарубиной (фиг. 4) и соответствует понедельнику 14 июня. Отмеченные недели от Троицы до Петрова дня (29 июня по ст.ст.), обозначают период послепасхального Петровского поста [11].

День Пасхи на вомынском календаре совпадает с днем Благовещения (25 марта), то есть является Кириопасхой. Подобное совпадение этих двух важных христианских праздников случается исключительно редко – 2-3 раза за столетие, поэтому наличие на календаре подобной информации может служить для его примерной датировки. В данном случае следует учитывать и другие сведения, связанные с артефактом: полученные от информатора подробности о происхождении календаря и использовании его в роду Каракчиевых, а также информацию, которую содержат в себе знаки рунического типа, маркеры и тексты на гранях бруска.

Сведения о календаре, полученные от информатора (В.А. Каракчиева), позволяют датировать его происхождение  XVIII – началом ХХ века [12]. Палеографические особенности текста (названия месяцев и их написание) относятся примерно к этому же периоду – XVIIIXIX веку. Обозначение церковных праздников знаками, похожими на коми родовые тамги („пасы“) и сходными по начертанию с азбукой Стефана Пермского, а также формальное начало года 1 марта („мартовский год“), могут несколько удревнить происхождение календаря, вплоть до второй половины XIV  века. Для более точной его датировки необходима дополнительная, уточняющая, информация, которая должна находиться на самом предмете. Рассмотрим его более внимательно.

Кроме насечек, соответствующих дням солнечного юлианского невисокосного года, а также знаков рунического типа, которыми отмечены дни основных неподвижных церковных праздников, на бруске имеется несколько малозаметных маркеров, предположительно связанных с фиксацией лунного цикла, т.е. опять же с вычислением даты  Пасхи. Эти маркеры – небольшие концентрические глухие отверстия в желобках двух насечек (20 и 22 февраля) и на левом торце бруска (фиг. 5), а также  два серповидных знака (фиг. 6) над двумя другими насечками (соответствующими 4 марта и 8 февраля). О чем они говорят?

Праздники пасхального цикла, как известно, относятся к подвижным церковным праздникам и определяются пасхалиями [13].  Согласно решению Вселенского собора в Никее в 325 году, православная христианская Пасха отмечается в ближайшее после первого весеннего полнолуния воскресенье, т.е. связана с днем весеннего равноденствия, которое в то время было 21 марта. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю).

Практически день наступления Пасхи издревле вычислялся с использованием  пасхальных таблиц или методом вруце-лето („ручной пасхилией“).

Результаты расчетов на каждый конкретный год могли переноситься с таблиц на деревянные календари-святцы, но в то же время и сами календари, со своей стороны, могли быть использованы для корректировки и уточнения подобных расчетов, когда на них „записывалась“ дополнительная информация астрономического характера из наблюдений за лунными циклами и небесными явлениями в том или ином  году [14].

Так, например, отметив на деревянном календаре день предпасхального полнолуния, можно было определить, когда случится пасхальное полнолуние, и вычислить  ближайшее к этой дате воскресенье – день великого праздника. При плохих метеорологических условиях могли фиксироваться и другие значимые видимые фазы луны.

На вомынском календаре на день полнолуния, предшествующего пасхальному, указывает концентрическое глухое отверстие, просверленное в ложбине насечки, соответствующей 20 февраля. Подобное же отверстие, но под углом, сделано и в ложбине насечки за 22 февраля. Еще одно такое же глухое отверстие находится на левом торце бруска, напротив февраля месяца. Тройственность этого парапегматического маркера, видимо, отнюдь не случайна. Углубления могли быть использованы как гнезда для штифта, визирующего важный для наблюдателя момент календарного характера.

Над насечкой, соответствующей 4 марта, нанесен серповидный знак. Учитывая, что полнолуние случается на 14-15-ый день синодического лунного месяца, состоящего из 29,5 суток, 4 марта соответствует 27 дню лунного февраля месяца, когда перед неоменией в последний раз виден узкий серп луны. (Подобный знак находим и над насечкой, соответствующей 8 февраля – началу лунного месяца). В этом случае пасхальное полнолуние наступает 21-22 марта, за трое суток до дня Благовещения (Кириопасха).

В ХVІ-ХVІІ веках было пять лет с кириопасхой – 1543, 1554, 1627, 1638, 1649. В эти годы Пасха совпадает с днем Благовещения, но картина околопасхального лунного цикла (фаза и время восхода луны) различается.

С ХІV по ХХ век полнолуние 20 февраля наблюдалось только три раза - в 1380, 1627 и 1722 годах. 1380 год был високосным годом, т.е. не соответствует невисокосному году, отмеченному на данном календаре. 1722 год - невисокосный и в общем совпадает с примерной датировкой предметов, хранившихся в семейном реликварии рода Каракчиевых, но в этот год 4 марта возраст луны, которая взошла в 07.16 часов, через полчаса после восхода солнца (06,56 ч.), составлял 27,1 суток и поэтому сомнительно,  чтобы она могла быть видима на небосклоне. Единственно в 1627 году условия движения луны вполне совпадают с изображением, которое наблюдаем на вомынском календаре. В этом году 20 февраля было полнолуние (фаза луны 15,2 суток). 4 марта возраст луны составлял 25,8 суток (3,7 суток до новолуния). Она взошла на широте Вычегды в 06,17 ч., почти за полчаса до восхода солнца (06,59 ч.), поэтому тонкий серп убывающей луны в данном случае вполне мог быть виден  на утреннем небосклоне.

 

ГИПОТЕЗА

Такая датировка деревянного календаря-святцы из с. Вомын по астрономическим событиям предлагается как гипотеза. Достоверность подобного метода хронологизации подобных артефактов, не имеющих датировки, может быть подтверждена с привлечением массового материала и с использованием надежных астрономических программ. В данном случае при диахронном анализе использовалась одна из версий (4.5.0) компьютерной астрономической программы „Starry Night Pro”, а также таблицы лунных фаз и пасхалий.

В качестве сравнительного материала и для апробации был использован деревянный календарь-святцы из села Югыдтыдор, расположенного в том же регионе, в верхнем течении Вычегды. Анализ информации, содержащейся на нем, методом архео-астрономического восстановления показал, что он предположительно относится также к XVII веку (1675 год).

Косвенным подтверждением правильности предлагаемой датировки календаря из села Вомын является и тот факт, что широкий косой срез с руническим знаком на разделительном желобе между 31 июля и 1 августа (фиг. 7) может быть связан с известным в астрономии кольцевым солнечным затмением 1627 года, которое произошло 1 августа, в 06,45 ч. утра, и было видимо на всей территории Московской Руси, в т.ч. и на широте средней Вычегды, в районе села Вомын.

В заключении следует сказать, что новооткрытый зырянский деревянный календарь-святцы из села Вомын, Корткеросского района, является еще одним документом, свидетельствующим о распространении православной  христианской календарной традиции в северо-восточной части Европы в период от ХIV до ХХ века, со времен христианизации Перми Вычегодской Св. Стефаном Пермским и до наших дней.

 

 

1. Срезневский В.  Северный резной календарь. СПб., 1874; Константинов Н.А. Народные резные календари // Сборник музея антропологии и этнографии. М.-Л., 1961. Т. XX. С. 110-115; Баранова О.Г., Христианская символика праздничных дат на русских деревянных календарях - святцах // Церковная археология. Вып. 4. / Материалы II Всероссийской церковно-археологической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского (1848-1917). СПб., 1998. С. 25-27; Баранова О.Г. Русские деревянные календари в собрании РЭМ. // Живая старина. №3. 1998. С. 25-28; Koleva, V., Georgiev, I. A Wooden Calendar from Southeastern Bulgaria / Proceedings of the Balkan astronomical Meeting, 2004, June 14-18, Rozhen, Bulgaria, Aerospace Research in Bulgaria, 2006. Vol. 20. P. 341-346; Koleva, S., Koleva, V. The Finnish Wooden Calendars and Some Aspects of Folk Knowledge in the Middle Ages. // Proceedings of the Conference "Time and Astronomy in the Past Cultures", Torun, 2005, Warszawa - Torun, 2006. P. 149-166; Колева Е. Дървени календари рабоши в България. // Известия на Пловдивския окръжен музей, 1972. С. 247—270.

2. Савваитов П.И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке, изобретенной св. Стефаном // Труды первого археологического съезда в Москве. М., 1869. ІІ. С. 408-416.

3. Пежемский П.И. Сельский деревянный календарь // Москвитянин, 1852. Ч. I. №2. Кн. 2; Логиновский К.Д., О быте казаков Восточного Забайкалья. Бирки и сельские деревянные календари // Живая старина, 1902. Год XII. Вып.2. II.

4. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник/ Сост. Конаков Н.Д. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993. С. 49-51; Конаков Н.Д. Календарная обрядность коми // Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. С. 181-200; Конаков Н.Д. Пу святси. // Мифология коми/ Энциклопедия уральских мифологий. Т.1. М.-Сыктывкар, 1999; Бараксанов Г.Г. Важ коми гижoдъяс. Сыктывкар, 1992.

5. Stipa G.J. Zum Kulturbereich der syrjanischen Kerbkalender // Finnisch-ugrische Forschungen. Zeitschrift fur Finnisch-ugrische Sprach- und Folkskunde. Band XXXVI, Heft 1-2. Helsinki, 1966. S.181-207.

6. Липин В.Б. Деревянные резные календари-святцы в собрании Национального музея Республики Коми // Арт. №3, 2006. С. 120-128.

7. Смилингис А. Кольoм нэмся пу календар // Звезда, 1998. №10 (7119), 24.01.

8. Знаки имеют геометрический характер и типологически сходны со знаками на других подобных памятниках. Следует отметить, что, во-первых, одни и те же праздники на разных календарях отмечены разными знаками, а во-вторых, наборы знаков на разных календарях не совпадают полностью и имеют в каждом случае свои особенности.

9. По количеству праздников (Прилож., табл. 1), а также по количеству и типологическим особенностям знаков рунического типа (Прилож., табл. 2) среди зырянских календарей-святцев вомынский памятник представляется наиболее близким к календарю, опубликованному в 1869 г. П.И. Савваитовым.

10. Савваитов П.И. Указ. соч.

11. Отсчет недель пасхального цикла на календаре ведется с начала февраля (или в конце января). Возможно, что в настоящем случае мы имеем дело с цирка-мартовским годом. Выдвинувший гипотезу о существовании такого календарного цикла Н.В. Степанов [15] связывал начало нового года с весенним полнолунием, а И.А. Климишин – с новолунием [16] и приходилось на масленицу, либо на четвертую неделю поста, что, по мнению А. Журавеля, более точно [17].

12. Срв., фарфоровый чайник с надписью „1760”, находившийся  в семейном самодельном берестяном чемодане вместе с деревянным календарем (инф. В.А. Каракчиев)

13. Пасхалии – таблица для определения времени ежегодного празднования пасхи и других подвижных  праздников

14. Впоследствии эта информация могла обобщаться, а по истечении круга „малых пасхалий” (19 лет), когда фазы луны повторяются в прежнем порядке, старые деревянные святцы использоваться снова с небольшими коррекциями в зарубках дней.

15. Степанов Н.В. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII в. // Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. 1915. Т. ХХ. №2. С.1-71.

16. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.,1990.

17. Журавель А.В.,  Лунно-солнечный календарь на Руси: новый подход к изучению. // Астрономия древних обществ. Москва. 2002. С. 213.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Фиг.1 

 

 

 

 

 


Фиг.1  Деревянный календарь из с.Вомын, общий вид.

 

Фиг.2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.2 Деревянный календарь из с.Вомын, схема (жирными линиями обозначены насечки, соответствующие воскресным дням; жирными длинными линиями обозначены дни Пасхи/Благовещения (25.03) и Пятидесятницы (14.05) – Прим. ред.)

 

Фиг.3 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.3 Деревянный календарь из с.Вомын, фрагмент, месяцы март и июнь. Зарубка, маркирующая начало года.

 

 

 

Фиг.4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.4 Деревянный календарь из с.Вомын, фрагмент, Пятидесятница 14.05

Фиг.5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.5 Деревянный календарь из с.Вомын, фрагмент, месяц февраль, 20.02

 

Фиг.6 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.6 Деревянный календарь из с.Вомын, фрагмент, месяц март (начало), 04.03

 

 

 

 

Фиг.7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фиг.7 Деревянный каледарь из с.Вомын, фрагмент, месяц июль-август, Зарубка на рубеже 31.07-01.08

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

МЕСЯЦ

 

 

ДАТА

СК

 

ВК

 

МЕСЯЦЕСЛОВ

 

МАРТ

9

Св. 40 великомучеников севастийских

17

Св. Алексий человек Божий

25

Благовещение

 

АПРЕЛЬ

4

 

Св. Иосиф, Св. Зосима

 

23

Св. вмч. Георгий Победоносец

(весенний Юрьев день)

26

 

Св. вмч. Василий, епископ Амасийский, Св. Стефан, епископ Пермский.

 

МАЙ

 

2

Свв. Борис и Глеб

8

 

Св. ап. Иоанн Богослов

9

Св.Николай Мирликийский Чудотворец

 

10

 

 

Св. ап. Симон Зилот

11

 

Свв. Константин и Мефодий

 

ИЮНЬ

5

 

 

Св. Дорофей

епископ Тирский

12

 

Св. пророк Онуфрий Великий

 

24

Рождество Св. Иоанна Крестителя

29

Свв. Апп. Петр и Павел

 

 

ИЮЛЬ

8

Св. прав. Прокопий,

Устюжский чудотворец

20

Св. пророк Илия

31

Св. прав. Евдоким, Св.Улита

 

 

АВГУСТ

1

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

6

Преображение Господне

15

Успение Богородицы

 

16

Перенесение нерукотворного образа Господня из Эдессы в Константинополь

21

 

Св. ап. Фаддей

29

Усекновение главы Иоанна Предтечи

 

СЕНТЯБРЬ

1

Св. Симеон Столпник

6

 

 

Чудо Св. Архангела Михаила в Хонех

8

Рождество Пресвятой Богородицы

14

Воздвижение честного креста Господня

 

ОКТЯБРЬ

1

Покров Пресвятой Богородицы

 

22

 

Св. равноап. Аверкий

 

26

Св. Димитрий Солунский

28

Св. Параскева Пятница

29

 

 

Св. Анастасия Римлянка

 

НОЯБРЬ

1

Св.Св. Косма и Дамиан Чудотворцы

8

 

Собор Св. Архангела Михаила

и прочих сил бесплотных

 

14

Св. ап. Филипп

(начало Рождественского поста)

21

Введение в храм Богородицы

26

Св. вмч.Георгий

(осенний Юрьев день)

 

ДЕКАБРЬ

6

Св. Николай Мирликийский Чудотворец

 

12

 

Св. Спиридон

 

18

Св. Модест

25

Рождество Иисуса Христа

 

ЯНВАРЬ

1

Обрезание Господне,

Св. Василий Великий

 

6

Богоявление  Господне (Крещение)

 

7

Собор Св. Иоанна Крестителя

 

18

Св. Афанасий

 

 

28

 

 

Св. прп. Ефрем Сирин

 

30

 

 

Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

 

ФЕВРАЛЬ

2

Сретенье Господне.

 

Табл. 1. Сравнительная таблица дат церковных праздников и знаков на календарях из села Вомын (ВК) и П.И.Савваитова (СК)

 

 

 

 

june_24.jpg

may_8.jpg

july_31.jpg

june_12.jpg

december_18.jpg

 

 

А. Смилингис (1998)

 

june_24.jpg

may_8.jpg

july_31.jpg

june_12.jpg

december_18.jpg

november_26.jpg

september_14.jpg

november_21.jpg

june_5.jpg

october_29.jpg

april_23.jpg

january_30.jpg

august_1.jpg

december_25.jpg

may_9.jpg

july_8.jpg

 

january_7.jpg

march_9.jpg

november_8.jpg

 

april_26.jpg

 

march_25.jpg

march_17.jpg

april_4.jpg

 

 

 

 

january_28.jpg

october_1.jpg

 

 

 

 

october_26.jpg

 

 

 

 

 

may_2.jpg

 

 

 

 

 

П.Савваитов (1869)

 

april_4.jpg

july_31.jpg

september_1.jpg

mart_17.jpg

december_12.jpg

 

august_29.jpg

 

august_6.jpg

 

 

 

january_6.jpg

 

 

 

july_8.jpg

 

 

 

june_29.jpg

 

 

 

april_26.jpg

 

 

 

 

august_15.jpg

 

 

 

 

 

november_21.jpg

 

 

 

 

 

november_14.jpg

 

 

 

 

 

august_16.jpg

 

 

 

 

 

Табл. 2 Типологическая таблица знаков на календарях из села Вомын (1998 г., А. Смилингис),  и П. Савваитова (1869 г.)

 

 

 

© Николай Сивков

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100