Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4 (24), 2013 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

А.М. Мацук

(Сыктывкар, Россия)

 

Православные приходские храмы Яренского и Печорского уездов

начала XX века: состояние зданий

 

 

В ранее опубликованных статьях мы показали основные вопросы бытования существовавших в предреволюционные годы православных приходских храмов в уездах европейского северо-востока (Усть-Сысольский и Яренский уезды Вологодской губернии; Печорский уезд Архангельской губернии) [1]. В данной работе мы коснемся вопроса состояния зданий православных приходских храмов в Яренском и Печорском уездах. Мы основываем эту нашу работу на тех же источниках, на которых были написаны предыдущие наши статьи, указанные ниже. То есть, мы опираемся исключительно на данные клировых ведомостей.

 

Яренский уезд [2]

 

№1

 

Приход соборной Спасо-Преображенской церкви города Яренска [3]. В приходе четыре церкви: две главные: Спасо-Преображенская и Скорбященская (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») и две приписанных: кладбищенская Всех-Святская и тюремная в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Спасо-Преображенская церковь была построена в 1745 – 1775 годах «тщанием прихожан»; Скорбященская церковь построена в 1803 – 1820 гг. «тщанием частию прихожан, а частию яренского купца Михаила Федоровича Иовлева». «Церкви каменные, крепкие, крытые железом. Колокольня при Спасо-Преображенской летней церкви, в связи с нею, прочная, каменная».

Кладбищенская Всех-Святская церковь построена в 1863 г. «тщанием Павла Андриановича Кочиева, состоявшего уездным исправником и старостою Спасо-Преображенского собора». «Церковь каменная, крепкая, в связи с колокольнею, крыта железом».

Тюремная Богородская церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», построена в 1902 – 1903 гг. «яренским уездным земством, тюремным отделением и частными лицами». «Церковь деревянная, крепкая, крыта железом, в связи с колокольнею»

 

№ 2

 

Приход Яренской городской Покровской церкви [4].

В приходе две церкви: Покровская и Иоанно-Предтеченская. Покровская церковь построена в 1795 году «тщанием купцов Аммоса Ивакина и Андрея Новоселова». «Церковь каменная, двухэтажная, с таковою же колокольнею в отдельном виде».

Иоанно-Предтеченская церковь устроена под колокольней в 1879 г. «тщанием надворного советника Константина Алексеевича Попова». «Храм и колокольня покрыты железом и окрашены зеленью. Зданием крепка».

 

№ 3

 

Троицкая церковь Вожемского прихода [5].

В приходе две церкви: Вожемская Троицкая и приписанная к ней Цылибская Христорождественская. Вожемская Троицкая церковь построена в 1772 г. «тщанием прихожан», освящена в 1779 г. «Церковь каменная, с таковой же, но не в одной связи колокольней, двухэтажная, зданием крепка. Ветхостей или повреждений нет, лишь колокольня, со времени ее основания, имеет некоторую наклонность к западу».

Цылибская Христорождественская церковь построена в 1713 г. «тщанием прихожанина Петра Афанасьевича Осколкова», освящена в 1714 г.  «Церковь каменная, двухэтажная, с таковой же в одной связи колокольней, зданием крепка. Хотя от порвавшихся в нижней теплой церкви связей заметно повреждение сводов, но вредных последствий для сего здания, по свидетельству архитектора Устрецкого, не предвидится».

 

№ 4

 

Георгиевская церковь Выемковского прихода [6].

Церковь святого великомученика Георгия построена в 1831 г. «тщанием прихожан», освящена в 1840 г. «Церковь каменная, одноэтажная, крепка, в одной связи с колокольней, покрыта железом, окрашена маслом зеленой краской».

 

№ 5

 

Михаило-Архангельская церковь Гамского прихода [7].

Церковь построена в 1851 г. «тщанием крестьян прихода». «Церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, давшей незначительную трещину, в остальном крепка, покрыта железом».

К Михаило-Архангельской церкви приписанная церковь Покровская Арабацкая.

Арабацкая Покровская церковь построена в 1892 г. «усердием крестьян деревни Арабацкой». «Церковь деревянная, одноэтажная, в одной связи с колокольней, покрыта железом, крепка».

 

№ 6

 

Спасская церковь Жешартского прихода [8].

Построена в 1807 г. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, с такою же колокольнею в одной связи, крепка, крыта железом».

К Жешартской Спасской церкви приписанная одна церковь Межогская Рождества Пресвятой Богородицы.

Межогская церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1875 г. «усердием крестьян деревни Межога». «Церковь деревянная, одноэтажная, в одной связи с колокольней, обшита тесом, покрыта железом, крепка».

 

 

№ 7

 

Воскресенская церковь Иртовского прихода [9].

Церковь построена в 1813 – 1820 гг. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, двухэтажная, с такою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою».

Приписанная к Воскресенской церкви церковь (наименование церкви, наличие и наименование престолов не указано) построена в селе Ирта в 1755 г. «тщанием прихожанина Феодора Кожевникова». «Церковь каменная, одноэтажная».

 

№ 8

 

Спасская церковь Ленского прихода [10].

В приходе две церкви: Спасская теплая и Успенская холодная. Успенская церковь построена в 1774 г. «тщанием прихожан»; «теплая когда и кем построена - неизвестно». «Обе церкви каменные. Теплая с колокольнею каменною же в одной связи. Крепки, покрыты железом. Теплая церковь двухэтажная».

 

№ 9

 

Сретенская церковь Ошлапецкого прихода [11].

Церковь построена в 1839 г. «тщанием прихожан и крестьянином Григорием Феодоровичем Иельским, бывшим церковным старостой». Главный престол освящен в 1842 г., престолы в пределах освящены в 1844 г.; в 1849 г. надстроена верхняя холодная церковь, престол освящен в 1853 г. «Церковь каменная, двухэтажная, с колокольнею, также каменною, в одной связи. В прочном состоянии. Покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою».

 

№ 10

 

Иоанно-Богословская церковь Подгородного прихода [12].

Церковь построена в 1851 г. вместо деревянной «тщанием прихожан и сторонних лиц». «Церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольнею, покрыта железом».

Приписанные к Иоанно-Богословской церкви две церкви: Георгиевская в деревне Черве и Екатерининская в деревне Тохте.

Церковь Георгиевская в деревне Черве, приписная к Подгородной Иоанно-Богословской церкви построена в 1880 г. вместо часовни, существовавшей «в сей деревне с 1730 г. усердием жителей деревни Червы и помощью сторонних лиц. В церкви находится святая икона древней живописи с изображением святого великомученика Георгия. Икону сию по преданию устному считают за явленную. Религиозное чувство благоговения к сей и послужило основанием для постройки храма». Освящена церковь 5 июля 1884 г. «Церковь одноэтажная, деревянная, в одной связи с колокольнею».

Церковь Екатерининская в селении Тохтинском, приписная к Подгородной Иоанно-Богословской построена в 1890 г. «вместо часовни, существовавшей в сем месте с 1730 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. усердием крестьянина, проживающего в г. С.-Петербурге Иосифа Андреевича Жданова, местных жителей и посторонних лиц». Освящена 18 июня 1893 г. «Церковь одноэтажная, деревянная, в одной связи с колокольнею».

 

№ 11

 

Благовещенская церковь Туглимского прихода [13].

Церковь построена в 1710 г. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, с каменною же, стоящею в одной связи, колокольнею. Церковь и колокольня покрыты железом. По акту осмотра епархиального архитектора колокольня и прилегающие к ней три свода требуют перекладки».

 

№ 12

 

Богоявленская церковь Шеномского прихода [14].

Церковь построена в 1780 г. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею. Зданием прочна. Покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской».

 

 

 

№ 13

 

Николаевская церковь Веслянского прихода [15].

Старая церковь построена в 1818 г. «тщанием прихожан». «Церковь зданием каменная, одноэтажная, тесная и ветхая, со сломанной колокольней». По указу Вологодской Духовной Консистории вместо нее в 1896 г. построена новая церковь. «Церковь двухэтажная, каменная, с колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом».

 

№ 14

 

Зосимо-Савватиевская церковь Ипатовского прихода [16].

Церковь построена в 1875 г. «тщанием прихожан», освящена в 1877 г. «Церковь деревянная, одноэтажная, теплая, в одной связи с колокольнею, не очень крепкая».

К Ипатовской Зосимо-Савватиевской церкви приписана одна церковь Сретенская в деревне Шиладорской. Церковь освящена 11 сентября 1895 г. «Церковь деревянная, одноэтажная, холодная, в одной связи с колокольнею».

 

№ 15

 

Успенская церковь Княжпогостского прихода [17].

Церковь построена в 1830 г. «тщанием и усердием местных прихожан». «Церковь каменная, одноэтажная, в связи с ней колокольня тоже каменная, покрыты железом, прочны».

Приписанных к сей церкви церквей одна. Приписная церковь в деревне Синдор в 65 верстах от приходского храма. В честь чего или во имя кого, а также о состоянии здания – данных нет.

 

№ 16

 

Христорождественская церковь Коквицкого прихода [18].

В приходе две церкви. Первая построена в 1837 г., вторая в 1862 г. «тщанием прихожан». «Зданием каменные, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи. Крепки. Покрыты железом. Обе церкви обнесены каменной оградой с железной решеткой».

 

№ 17

 

Троицкая церковь Лыатинского прихода [19].

Церковь перестроена из часовни в 1898 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, на камнях, с таковою же деревянною колокольнею в одной связи. Покрыта железом. Средняя часть храма, при перестройке оставленная без изменения (часовней стояла годов 77), уже не прочна. Два бревна над потолком с южной стороны и потолок в некоторых местах начали гнить».

 

№ 18

 

Богоявленская церковь Ляльского прихода [20].

Церковь построена в 1856 г. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, двухэтажная, с каменною же состоящею в одной связи колокольнею. Крепка. Церковь обнесена приличною деревянною оградою».

 

№ 19

 

Введенская церковь Оквадского прихода [21].

В селе две церкви: холодная Ильинская, построена в 1822 г.; теплая Введенская, построена в 1841 г. «тщанием прихожан». «Зданием обе церкви каменные, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи с холодною церковью. Прочны. Крыши церквей покрыты железом и выкрашены ярью. Церкви обнесены каменною с железными решетками оградою».

Приписанных церквей одна – Николаевская в деревне Кожмудорской. Данных о состоянии здания нет.

 

№ 20

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Онежского прихода [22].

Церковь построена в 1856 г. «тщанием прихожан». «Церковь зданием двухэтажная, каменная, на таковом же фундаменте. Колокольня в одной связи с церковью, Каменная, на таковом же фундаменте, в каменной кладке окончена, деревянные и кровельные работы начаты. Крепка. Покрыта церковь железом, колокольня временно на зиму покрыта тесом».

Приписанных церквей одна – Вознесенская в деревне Нижней Отле.

Вознесенская церковь в деревне Нижней Отле, приписная, перестроена из часовни. По указу Вологодской Духовной Консистории от 3 сентября 1897 г. в память события 17 октября 1888 г., жители деревни Нижней Отлы к часовне пристроили алтарь. Храм освящен 4 октября 1901 г.  «Церковь одноэтажная, деревянная, теплая, в связи с деревянною же колокольнею, крыта железом и крепка».

 

№ 21

 

Покровская церковь Палевицкого прихода [23].

Церковь построена в 1804 г. «тщанием прихожан». «Церковь одноэтажная, каменная. Колокольня в одной связи с церковью. Прочна».

К церкви приписаны; церковь одна. Приписная церковь находится на приходском кладбище. Построена в 1885 г. Освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. «Церковь одноэтажная, холодная, с колокольнею в одной связи. Прочна».

 

№ 22

 

Николаевская церковь Семуковского прихода [24].

Церковь построена в 1900 г. «тщанием прихожан». «Церковь зданием каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольнею. Крепка. Покрыта железом».

 

№ 23

 

Успенская церковь Сереговского прихода [25].

Церковь построена в 1768 г. вместо деревянной «тщанием бывших Сереговских заводовладельцев Вологодских купцов Рыбниковых». «Церковь зданием каменная, двухэтажная. Колокольня каменная в одной связи с церковью. Прочны. В 1886 г. церковь обнесена каменною оградою. В 1890 г. вызолочены на ней кресты».

 

№ 24

 

Спасская церковь Слудского прихода [26].

В приходе две церкви. Церковь построена в 1894 г. «тщанием прихожан», освящена 30 августа 1896 г. «Зданием церковь каменная, одноэтажная, теплая, в одной связи с колокольнею». Когда построена другая церковь – данных нет. «Церковь одноэтажная, деревянная, холодная».

 

№ 25

 

Воскресенская церковь Турьинского прихода [27].

Церковь построена в 1851 – 1867 гг. «Церковь каменная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи. Покрыта железом. Здания крепки, повреждений нет».

Приписанных церквей – одна. Приписная церковь в деревне Конях Николаевская. Построена в 1903 г. «Церковь деревянная, одноэтажная. Храм покрыт железом».

 

№ 26

 

Благовещенская церковь Усть-Вымского Благовещенского прихода [28].

В приходе две церкви. Одна построена в 1734 г. вместо деревянной «тщанием прихожан», другая построена в 1755 г. «Зданием обе церкви каменные, одноэтажные. Колокольня тоже каменная, устроена отдельно от храмов при императрице Екатерине Великой. В 1890 г. церкви обнесены каменной оградой с железными решетками. Здания прочны».

 

№ 27

 

Михаило-Архангельская церковь Усть-Вымского Михаило-Архангельского прихода [29].

В приходе две церкви. Одна построена в 1711 г., другая построена в 1795 г. «тщанием прихожан». «Обе церкви каменные: первая (Никольская) – двухэтажная, вторая (Михаило-Архангельская) – одноэтажная с каменною же, стоящею в связи колокольнею. Крепки. Ветхостей и повреждений в них не замечается, кроме древних расщелин в колокольне. Церкви обнесены приличною деревянною оградою».

 

№ 28

 

Спасская церковь Часовского прихода [30].

В селе две церкви. Одна построена в 1824 г., другая «постройкою окончена» в 1910 г. «тщанием прихожан». «Зданием обе церкви каменные, одноэтажные. Колокольня тоже каменная, в одной связи со старой каменной церковью. Прочны. Покрыты железом. В пожаре, бывшем 13 июня 1894 г. старая каменная церковь обгорела. Уцелели от этой церкви одни только стены и своды. На прочность зданий пожар не повлиял».

 

№ 29

 

Спасо-Преображенская церковь Шежамского прихода [31].

Церковь построена в 1792 – 1795 гг. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, двухэтажная, с таковою же колокольнею в одной связи. Крепка. Покрыта железом». Приписная церковь одна. Данных о ней нет.

 

№ 30

 

Николаевская церковь Шешецкого прихода [32].

Церковь построена в 1870 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, одноэтажная. Крепкая. Колокольня деревянная, в одной связи с церковью. Внутри стены церкви оштукатурены, а снаружи обшиты тесом и выкрашены масляною краской в белый цвет. Крыша железная. Окрашена зеленью».

 

№ 31

 

Воскресенская церковь Важгортского прихода [33].

Церковь построена в 1847 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте, в одной связи с колокольнею. Церковное здание ветхое. Потолок в теплом храме поддерживается на столбах. Крыша в храме новая, деревянная. Предполагается строить новый каменный храм. Для оной цели в летнее время 1904, 1905, 1906 и 1907 гг. делался кирпич в количестве 200000 штук, а также изготовлено известки до 2000 пудов. За неимением излишних средств при церкви постройка на время приостановлена».

 

№ 32

 

Успенская церковь Венденгского прихода [34].

Построена в 1872 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, в одной связи с колокольнею, на каменном фундаменте. Покрыта тесом».

 

№ 33

 

Троицкая церковь Ертомского прихода [35].

Построена в 1877 г. «тщанием прихожан и на добровольные пожертвования благотворителей». «Церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольнею. Крепка. Ограда деревянная, ветхая».

 

№ 34

 

Христорождественская церковь Глотовского прихода [36].

Построена в 1865 – 1884 гг. «тщанием прихожан». «Церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с таковою же колокольнею».

 

№ 35

 

Ильинская церковь Косланского прихода [37].

В селе две церкви. Первая (Ильинская) построена в 1776 г., вторая (Вознесенская) – в 1856 г. «тщанием прихожан и добровольных пожертвований разных благотворителей». «Церкви: первая – деревянная, вторая – каменная. Колокольня в связи с каменною Вознесенскою церковью. Церкви ремонтированы с разрешения епархиального начальства. Деревянная возобновлена в 1886 г., в каменной в 1890 г. перезолочен иконостас и выкрашен пол, а в 1910 г. она вновь выбелена снаружи, ремонтирована и выкрашена крыша».

 

 

№ 36

 

Богоявленская церковь Селибского прихода [38].

Построена в 1865 г. «тщанием прихожан на Министерскую сумму Государственных имуществ». «Церковь деревянная, одноэтажная, теплая и холодная, с колокольнею в одной связи, на каменном фундаменте. Покрыта тесом, окрашена, прочна.»

 

№ 37

 

Спасская церковь Чупровского прихода [39].

Построена в 1888 г. «тщанием прихожан». «Церковь одноэтажная, деревянная, в одной связи с колокольней. Здание прочное, обшито с внешней и внутренней стороны тесом и выкрашено».

Приписанных церквей одна – Георгиевская церковь в селе Коптюге. Данных о церкви нет.

 

Печорский уезд [40]

 

№ 1

 

Церковь Преображения Господня в Ижемском приходе [41].

В селе две церкви. Первая построена в 1803 – 1828 гг., вторая – в 1861 – 1863 гг. «тщанием прихожан». «Первая, Преображенская, церковь каменная, в виде корабля, с каменною же колокольнею. Вторая, Успенская, церковь деревянная, в виде креста».

 

№ 2

 

Церковь Благовещенская в Сизябском приходе [42].

Построена 23 августа 1854 г. «тщанием прихожан села Сизябского и соседних деревень Брикинской, Бакуринской и Варышевской. Последние две деревни в 1888 г. выделились в самостоятельный приход Бакуринский». Колокольня построена в 1876 г. «Зданием церковь каменная, с каменной же при ней колокольнею. Церковь и колокольня обнесены общею деревянною оградою, покрыты железом».

 

№ 3

 

Церковь Спасская в Бакуринском приходе [43].

Построена в 1867 – 1875 гг. «тщанием прихожан сей церкви – крестьян Бакуринского села и Варышевской деревни Бакуринского общества Мохченской волости». Освящена 19 января 1875 г. «Церковь зданием деревянная, под железною крышею, с деревянною же колокольнею. Имеет вид креста. Одноярусная, одноглавая. Внутри она оштукатурена, а с внешней стороны обшита тесом и покрашена масляными белилами. В 1893 г. она обнесена деревянною, окрашенною масляными белилами, оградою».

 

№ 4

 

Церковь Вознесенская в Мохченском приходе [44].

Построена в 1830 г. «тщанием прихожан». «Церковь зданием каменная, с такою же колокольнею отдельно от церкви. Та и другая крепки и покрыты железом».

 

№ 5

 

Церковь Сретенская в Гамском приходе [45].

Построена в 1900 г. «Церковь деревянная, обшита и выкрашена снаружи и внутри. Колокольни нет».

 

№ 6

 

Церковь Соборо-Богородичная в Мошьюжском приходе [46].

Церковь построена в 1874 г. «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, особою. Крепки. Покрыты железом».

Приписанных к церкви церквей одна: в деревне Картаельской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь построена в 1915 г., освящена 10 января 1916 г. Данных о церковном здании нет.

 

 

 

№ 7

 

Церковь Трех Святителей в Ластинском приходе [47].

Церковь построена в 1869 г. «тщанием местных крестьян». «Церковь деревянная, с таковою же в одной связи колокольнею, на фундаменте из серого камня. Как церковь, так и колокольня прочны, покрыты тесом».

 

№ 8

 

Церковь Николаевская в Поромовском приходе [48].

Церковь построена в 1901 г. на месте сгоревшей, на пожертвования частных лиц и местного населения. «Церковь деревянная, с таковою же деревянною колокольнею в одной связи, прочна, обшита и тесом покрыта».

 

№ 9

 

Церковь Ильинская в Усть-Ухтинском приходе [49].

Церковь построена в 1865 г. «тщанием местных жителей крестьян». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с колокольнею в одной связи, крепкая, покрыта тесом, окрашенным зеленой масляной краской. Верх колокольни крыт железом, окрашен зеленою масляною краской».

Приписанная церковь одна: Никольская в деревне Устьсюзской. Церковь построена в 1898 г. «тщанием местных жителей крестьян». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте».

 

№ 10

 

Церковь Воскресенская в Красноборском приходе [50].

Церковь построена в 1878 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте. Колокольня деревянная, на каменном фундаменте, особо от церкви. Церковь и колокольня прочны, обшиты тесом и покрашены».

 

 

№ 11

 

Церковь Троицкая в Дибожском приходе [51].

Церковь построена в 1853 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с колокольнею в одной связи, собою прочна, совне обшита тесом и окрашена белилами, а внутри оштукатурена».

Приписная церковь одна: Усть-Ижемская церковь Всемилостивого Спаса. Построена в 1876 г.  «Церковь деревянная, в связи с колокольнею. Покрыта частию железом, а частию тесом. Внутри оштукатурена».

 

№ 12

 

Церковь Кирико – Иулиттинская в Щельяюрском приходе [52].

Церковь построена в 1890 г. «тщанием прихожан». Освящена 10 января 1894 г. «Церковь деревянная, с таковою же колокольнею в одной связи. Покрыта тесом, а главы – железом. Церковь и колокольня обшиты тесом и окрашены белой краской, а крыши медянкой».

 

№ 13

 

Церковь Николаевская соборная Усть-Цилемского прихода [53].

Построена в 1845 г. «тщанием прихожан и чердынского купца Алина». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи. Прочная, покрыта железом».

Приписные две церкви: Нерицкая в 35 верстах и единоверческая в селе Усть-Цильма. О Нерицкой церкви сведений нет.

 

№ 14

 

Церковь Николаевская единоверческая Усть-Цилемского прихода. Приписная к Николаевской соборной церкви [54].

Церковь построена в 1862 г. «трудами и тщанием местных жителей и находилась первоначально в восточной части села на полях». В 1872 г. она была вновь перестроена и перенесена «на настоящее место усердием чердынских купцов Алиных на их средства». «Церковь деревянная, с построенной в связи с церковью колокольнею. Обшита тесом, окрашенным белою краской. Имеет деревянную на четыре ската зеленую крышу. Два креста, из коих один на церкви, а другой на колокольне, увенчивают главы церковные».

 

№ 15

 

Церковь Ильинская в Бугаевском приходе [55].

Церковь построена в 1896 г. «на благотворительские средства». 18 сентября 1896 г. освящена. «Церковь деревянная, с такою же над папертию колокольнею. Все здание обшито тесом и выкрашено белилами, а крыша и главы – медянкой. Здание исправно».

 

№ 16

 

Церковь Зосимо-Савватиевская Замежного прихода [56].

Построена церковь в 1859 г. «средствами казны». «Церковь деревянная, одноэтажная, с колокольнею, устроенною особо от церкви на четырех столбах».

 

№ 17

 

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери Няшебожского прихода [57].

Церковь построена в 1884 г. «усердием и тщанием местных прихожан». «Церковь деревянная, с таковою же колокольнею в одной связи. Одноглавая. Зданием прочна. Покрыта тесом и окрашена».

 

№ 18

 

Сретенская церковь Кычкарского прихода [58].

Церковь построена в 1855 г. «трудами и тщанием прихожан». «Церковь деревянная, в одной связи с колокольнею, покрыта и обшита тесом».

Приписанная церковь одна: в деревне Кипиевской во имя святого первомученика архидиакона Стефана. Церковь построена в 1898 г. Освящена в 1903 г. Данных о церковном здании нет.

 

 

 

№ 19

 

Михаило-Архангельская церковь Новик-Божского Усть-Усинского прихода [59].

Церковь построена в 1893 г. «усердием и тщанием прихожан и на доброхотные пожертвования ижемцев-оленеводов». «Церковь деревянная, одноглавая, в виде креста, с такою же колокольнею, стоящею отдельно, в 6 саженях. Крепка, покрыта тесом. Снаружи церковь и колокольня обшиты тесом и окрашены белою краской».

Приписные церкви Усть-Усинская и Щельябожская. Данных об этих церквях нет.

 

№ 20

 

Николаевская церковь Колвинского прихода [60].

Церковь построена в 1830 г. «на сумму, выданную по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода из государственного казначейства». «Церковь деревянная, одноэтажная. С такою же колокольнею в одной связи. Крепка. Ремонтирована заново в 1906 г. Крыта тесом. Внутри оштукатурена и выкрашена, снаружи обшита тесом и тоже выкрашена».

Приписная церковь – походная церковь-палатка во имя святителя Николая, с иконостасом на полотне в 6 икон и царских врат. Престол и жертвенник складные.

 

№ 21

 

Георгиевская церковь Усинского прихода [61].

Церковь построена 30 июля 1904 г. «тщанием преосвященного Иоаникия, пожертвовавшего на постройку церкви 2345 р., а также тщанием жертвователей кочевников-оленеводов ижемцев и самоедов». «Церковь деревянная, с одноярусною колокольнею. Церковь имеет форму креста. С наружной и внутренней сторон обшита тесом и выкрашена масляными красками».

Приписная походная церковь для совершения богослужений, таинств и треб у жителей поселков прихода и у кочевников-оленеводов. Церковь устроена в 1906 г.

№ 22

 

Филипповская церковь Усть-Лыженского прихода [62].

Церковь построена в 1899 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с колокольнею в одной (связи). Крепка. Покрыта тесом».

 

№ 23

 

Петропавловская церковь Усть-Кожвинского прихода [63].

Церковь построена в 1894 г. «тщанием благотворителей». «Церковь деревянная, с таковою же колокольнею в одной связи».

 

№ 24

 

Николаевская церковь Оксинского прихода [64].

Церковь построена в 1847 г. «тщанием прихожан, входивших ранее в состав Пустозерского прихода». «Церковь деревянная, с такою же колокольнею, стоящею отдельно от церкви. Церковь и колокольня на каменном фундаменте. Обшиты тесом. Церковь крыта железом. Зданием прочны».

 

№ 25

 

Преображенская церковь Пустозерского прихода [65].

Церковь построена в 1837 г. «на церковные средства и частию прихожан». «Церковь деревянная, в одной связи с колокольнею, на каменном фундаменте. Разделена посредине капитальною стеною на два отдельные храма. Снаружи вся церковь и колокольня обшиты тесом и выкрашены. Внутри холодная обшита и выкрашена, а теплая в 1894 г. оштукатурена. Стенами церковь крепкая. Крыша обита железом и выкрашена».

 

№ 26

 

Георгиевская церковь Куйского прихода [66].

Церковь построена в 1850 г. «тщанием прихожан». «Церковь деревянная, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею в одной связи. Церковь крепка. Колокольню в 1912 г. предполагается строить новую. Церковь и колокольня крыты тесом».

Приписная церковь одна: Троицкая в селе Андеге в 14 верстах от с. Куи. Данных о церковном здании нет.

 

№ 27

 

Николаевская церковь Великовисочного прихода [67].

Церковь построена в 1872 – 1873 гг. «тщанием местного крестьянина Николая Петровича Дитятева». «Церковь деревянная на каменном фундаменте. Колокольня отделенная в 7 саженях от церкви. Церковь покрыта железною крышею. Колокольня крепкая».

 

№ 28

 

Церковь Богоявления Господня Тельвисочного прихода [68].

Церковь построена в 1859 – 1862 гг. «на отпускные средства из Святейшего Синода». «Церковь деревянная на каменном фундаменте, с колокольнею в связи с церковью, в два яруса. Церковь и колокольня покрыты тесом. Снаружи обшита тесом и окрашена белилами, внутри потолок, стены и пол окрашены красками. Состояние удовлетворительное, за исключением крыши, которую и решили ремонтировать в сем году».

Приписные две церкви: Спасская церковь на острове Колгуеве в 300 верстах; Николаевская церковь на Югорском Шаре в 700 верстах. Данных о церковных зданиях нет.

 

Итак, в предреволюционный период в Яренском уезде из 65 церковных зданий 41 было каменных. Остальные 24 здания – деревянные. В Печорском же уезде подавляющее большинство храмов (36 из 41) было деревянными, и лишь три храма были каменными. Два храма были походными и представляли собой просторные палатки. Почти все церковные здания и в Печорском и в Яренском уездах были прочны и функционально пригодны для проведения в них богослужений. Несколько храмов прихожане собирались отремонтировать или вместо ветхих построить новые здания храмов. Клирики и прихожане следили за состоянием своих храмов и заботились об их украшении. Каждый храм был центральным и самым красивым зданием населенного пункта. Все это свидетельствует о том, что в предреволюционный период в указанных уездах население было привержено Православию, как стержню своего бытия.

 

 

  1. Мацук А.М. Православные приходские храмы Яренского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 33 – 55; Мацук А.М. Православные приходские храмы Печорского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 2 (22). 2013. С. 56 – 70; Мацук А.М. Православные приходские храмы Усть-Сысольского уезда в начале XX века // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. № 3 (23). 2013. С. 29 – 59.
  2. ГУРК НАРК. Ф. 231. Оп.1. Д. 82. Л. 1 – 356.
  3. Там же. Л. 1 – 7.
  4. Там же. Л. 13 – 14.
  5. Там же. Л. 23 – 24, 32 – 33.
  6. Там же. Л. 42 – 43.
  7. Там же. Л. 51 – 52, 54.
  8. Там же. Л. 63 – 64, 66.
  9. Там же. Л. 74 – 75, 76.
  10.  Там же. Л. 82 – 83.
  11.  Там же. Л. 90 – 91.
  12.  Там же. Л. 99 – 100, 102, 102 об.
  13.  Там же. Л. 113 – 114.
  14.  Там же. Л. 122 – 123.
  15.  Там же. Л. 132 – 133.
  16.  Там же. Л. 140 – 141, 142.
  17.  Там же. Л. 149 – 150, 151.
  18.  Там же. Л. 158 – 159.
  19.  Там же. Л. 167, 169.
  20.  Там же. Л. 177, 178.
  21.  Там же. Л. 186, 187, 188.
  22.  Там же. Л. 196, 197, 199.
  23.  Там же. Л. 206, 207.
  24.  Там же. Л. 214, 215.
  25.  Там же. Л. 224, 225.
  26.  Там же. Л. 233, 234.
  27.  Там же. Л. 242, 243, 244.
  28.  Там же. Л. 251, 252.
  29.  Там же. Л. 260, 261.
  30.  Там же. Л. 268, 269.
  31.  Там же. Л. 276, 277, 278.
  32.  Там же. Л. 284, 285.
  33.  Там же. Л. 293, 294.
  34.  Там же. Л. 303, 304.
  35.  Там же. Л. 312, 313.
  36.  Там же. Л. 319, 321.
  37.  Там же. Л. 329, 330.
  38.  Там же. Л. 339, 340.
  39.  Там же. Л. 347, 348, 349.
  40. Там же. Ф. 229. Оп. 1. Д. 22. Л. 1 – 108; Д. 31. Л. 1 – 84; Д. 37. Л. 1 – 41.
  41. Ф. 229. Оп. 1. Д. 22. Л. 1.
  42. Там же. Л. 13.
  43. Там же. Л. 25.
  44. Там же. Л. 34.
  45. Там же. Л. 43.
  46. Там же. Л. 51, 52.
  47. Там же. Л. 59.
  48. Там же. Л. 67.
  49. Там же. Л. 75, 76.
  50. Там же. Л. 83.
  51. Там же. Л. 90, 91.
  52. Там же. Л. 100.
  53. Там же. Д. 31. Л. 1, 2.
  54. Там же. Л. 13.
  55. Там же. Л. 19.
  56. Там же. Л. 26.
  57. Там же. Л. 31.
  58. Там же. Л. 39.
  59. Там же. Л. 47.
  60. Там же. Л. 56, 57.
  61. Там же. Л. 64, 70.
  62. Там же. Л. 71.
  63. Там же. Л. 78.
  64. Там же. Д. 37. Л. 2.
  65. Там же. Л. 10.
  66. Там же. Л. 18, 19.
  67. Там же. Л. 25.
  68. Там же. Л. 33, 34.

 

 

© А.М. Мацук

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100