Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 4 (20), 2012 г.

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

 

Т.Г. Мдивани

(Минск, Белоруссия)

 

Реквием в творчестве белорусских композиторов
(на примере произведений, посвященных Великой Отечественной войне)

 

Назначение и содержание реквиема в музыкальном искусстве связано с передачей музыкой скорбно-трагического настроения, которое за пределами католической службы и службы западно-христианской церкви в целом не связано с литургическим (латинским) текстом [1].

Важнейшими атрибутами реквиема как жанра музыки являются хор, певцы, оркестр; серьезное и глубокое содержание, основу которого составляет тема скорби. Неотъемлемым элементом реквиема является хорал, который вместе со связанной с ним хоральностью является тем жанровым знаком и тем жанровым индикатором, который позиционирует реквием в композиторском творчестве. К жанру реквиема обращались многие композиторы – Ф. Лист, Г. Берлиоз, Д. Верди, И. Брамс, посвящая свои произведения и памяти жертв революции, и памяти выдающейся личности, и проблемам жизни и смерти.

С течением времени жанр реквиема утратил религиозную функцию, и произведения, именуемые реквиемом, обрели статус светских сочинений, связанных с героико-патриотической и антивоенной тематикой. Таковы,  например, «Военный реквием» (1962) Б. Бриттена, «Реквием» (1963) Д. Кабалевского, «посвященный тем, кто погиб в борьбе с фашизмом». Общей тенденцией современной музыки является трансформация жанровых границ реквиема. Это связано с расширением содержательного наполнения жанра, приданием особого веса музыкальной целостности, в частности, усиления роли патетического начала. Общей тенденцией является десакрализация, проявляющаяся как на содержательном, так и на стилевом уровнях.

В области содержания стабильной, константной для реквиема остались такие смысловые ядра, как тема плача «вселенского» масштаба. Переход жанра из культовой музыки в светскую расширил возможности художественного решения этой темы.

В области музыкального стиля следует говорить об особом пиете к хоралу, имманентно содержащему сосредоточенно-возвышенное состояние души.

Что касается десакрализации жанра, то она началась еще в эпоху Возрождения в мессах Орландо Лассо. Именно этот композитор, славившийся отточенностью формы и лаконизмом музыкального высказывания, «стер те различия в подаче музыкального материала, которые некогда существовали между культовой и светской музыкой, ... добился особого равновесия в передаче возвышенного и реального, небесного и земного» [2].

В ХХ веке эта тенденция получила свое завершение и реквием стал жанром светской вокально-инструментальной музыки – своеобразной музыкальной пьетой, выполняющей функцию «плача» по усопшим.

Нередко слово «реквием» персонифицируется и употребляется в качестве синонима  слову «жалоба», «скорбь», «страдание», что также свидетельствует о расширении границ уже не жанра «реквиема», но самого понятия «реквием».

В современной музыке жанр реквиема нашел применение в творчестве профессиональных композиторов. Особенностью его трактовки является то, что нередко в названии и подзаголовке произведений слово «реквием» отсутствует, но по своему характеру и предназначению музыка относится к жанру реквиема. В белорусской музыке это оратория «Битва за Беларусь» А. Богатырева, «1937 год» А. Будько, «Вечно живые» Г. Вагнера, симфонические поэмы «Памяти Хатыни» В. Войтика, «Погребение Хатыни» А. Мдивани, посвященные трагическим событиям. Вместе с тем, есть немало произведений, имеющих жанровое обозначение реквиема – «Тураўскі  рэквіем» В. Будника, «Реквием по каждом четвертом» А. Кочина, реквием «Памятайце!» Л. Шлег, оратория «Смутак памяці» А. Ращинского, вокально-симфоническая поэма «Памяти героев» Г. Суруса и др., в которых дана эмоциональная реакция на трагические события прошлого и современности. В белорусской музыке, связанной с жанром реквиема, доминируют скорбные настроения, опосредованные чувством гордости за отечество и ненависти к врагу.

Одним из ярких примеров реквиема в белорусской музыке является реквием Л. Шлег «Памятайце!», написанный по мотивам книги Алеся Адамовича «Я з вогненнай вескі». Реквием Шлег – вершинное сочинение ее творческого пути, вобравшее разнообразные струи творчества. В нем нашла острое выражение антивоенная тема. Замысел сочинения оригинален. Текстовую основу составляет католическая заупокойная месса и проза Алеся Адамовича — писателя, ставшего глашатаем поколения, пережившего ужасы войны и осознавшего горе белорусского народа как мировой катаклизм. Особенность его прозы заключается в сочетании документальности с образной экспрессией, сила воздействия – не в хроникальном описании военных событий, а в осознании войны как мировой беды. Именно особенности художественного видения и мироощущения Адамовича предопределили своеобразие реквиема Шлег. Уже сам состав сочинения – свидетельство масштабности мышления композитора, направленного на воплощение грандиозной и серьезной темы: большой симфонический оркестр, два хора – хор мальчиков Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки и хор Белтелерадиокомпании, 2 чтеца, 4 солиста, орган. Драматургия сочинения построена многопланово: симфонический оркестр, смешанный хор и сопрано олицетворяют литургическую сферу, исполняя включения из католической мессы; звуки органа, детский хор, символизирующий хор ангелов, звучание которого доносится будто из другого мира – это второй план, или ирреальный мир. Наконец, солисты, чтецы и оркестр образуют новый драматургический план, повествующий о страшных злодеяниях фашистов. В целом же в основе полифонической драматургии лежит принцип контрастного сопоставления, который является локомотивом формы. В своем реквиеме Людмила Шлег не стремится захлестнуть слушателя силой экспрессии, но, напротив, тяготеет к разумной ясности выражения и мудрому и взвешенному осмыслению событий Великой Отечественной войны. Композитор сосредоточен не на изображении, а на передаче высоких чувств сопричастности к мировому горю и памяти по невинно убиенным.

В области симфонической музыки жанр реквиема наиболее ярко представлен в симфонических поэмах «Погребение Хатыни» А. Мдивани и «Памяти Хатыни» В. Войтика [3]. В «Погребении Хатыни» А. Мдивани развернута сложная концепция, направленная в глубь извечных вопросов жизни, смерти, смысла человеческого бытия. Первый раздел поэмы – зарисовка мирной и светлой жизни, переходящая во второй раздел – лирическое откровение (используется белорусская народная песня «Аў полі яліначка»), где протяжный распев мелодических голосов содержит интонацию тревожного предчувствия. Третий раздел поэмы рисует картину фашистского нашествия. Композитором был найден яркий ритмоинтонационный ход (a-a-a-a-g-g-fis-fis-a-a-a-a) в исполнении валторн, гобоев и засурдиненных труб, который в сочетании со всевозрастающей динамикой и темповым ускорением, создал почти зримую картину наступления злобной и мощной силы. Четвертый раздел – мощный хорал, пьета, где мужественное звучание постепенно переходит в нежный и печальный звон колоколов, имеющий своим адресатом хатынское звонение.

Таким образом, жанр реквиема в современной белорусской музыке представлен преимущественно двумя жанровыми атрибутами: темой оплакивания и скорбным хоралом. И этого оказывается достаточным для выражения  отношения современного художника к антифашистской теме. Тем самым реквием выступает знаком и символом скорби, взывающим мир к благоразумию и ответственности. Тема реквиема имеет и более широкое значение: она является узловой на перекрестье разнообразных путей развития музыкального искусства ХХ века. В этом жанре нашли отражение многие тенденции современности: обращение к старинным ритуальным формам (месса, пассакалия, пассион), и интерес к вечным сюжетам, к темам Библии и Евангелия, и воплощение в новых формах «старого» содержания («Путь земной» по Данте А. Мдивани, «Джордано Бруно» С. Кортеса). В итоге реквием стал этическим символом времени, «moralite» эпохи.

 

1. Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М.: Энциклопедия, 1978. С. 593.

2. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения». М.: Музыка,1985. С. 46.

3. «Хатынь» - название деревни, находящейся недалеко от Минска. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли ее жителей. На месте бывшей деревни установлен мемориал, одним из элементов которого является тихий колокольный звон.

 

 

 

 

© Т.Г. Мдивани

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100