Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 3 (11), 2010 г.

 

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

К 100-летию Василия Васильевича Налимова

 

И.Л. Жеребцов
(Сыктывкар, Россия)

 

«…ЯВИЛОСЬ СИЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ
ВСЕСТОРОННЕ ИЗУЧАТЬ СВОЙ КРАЙ И РОДНОЙ НАРОД»
(А.А. Чеусов и В.П. Налимов)

 

Выдающийся российский этнолог В.П. Налимов покинул свою родину, Коми край в 1903 г., в 24-летнем возрасте. Дальнейшая жизнь исследователя была связана с Москвой, Нижним Новгородом, Пензой, Дмитровым. Но В.П. Налимов не порывал связей с родным краем. Как представляется, большую роль в этом сыграли дружеские контакты с его земляком-выльгортцем Алексеем Александровичем Чеусовым (1882–1940 гг.) – известным в Коми крае деятелем культуры, образования, журналистики.

А.А. Чеусов, подобно В.П. Налимову, с детства тянулся к знаниям. Его образование, так же, как и у его старшего товарища, началось в Выльгортском начальном училище и продолжилось в Усть-Сысольском городском училище. С 1897 г. Чеусов учился в Тотемской учительской семинарии. Налимов в тот год закончил фельдшерскую школу в Москве и вернулся работать в Коми край. Быть может, именно он порекомендовал земляку продолжить обучение. В Тотьме Чеусов начал заниматься литературной деятельностью. В 1900 г. он установил переписку с крупнейшим коми ученым того времени Г.С. Лыткиным, жившим в Петербурге, посылал ему свои стихи. Лыткин оказал огромное влияние на Алексея Александровича (иногда его называли даже «духовным отцом» Чеусова). Знакомство с Георгием Степановичем способствовало усилению интереса Чеусова к коми филологии и этнографии. Опять же вполне возможно, что свою роль сыграл в этом и В.П. Налимов, который, работая фельдшером «по разным уголкам Зырянского края», собирал материалы о культуре и быте коми народа. Вероятно, Чеусов и Налимов состояли в переписке.

В 1901 г. из-за конфликта с директором семинарии (вызванном, возможно, контактами семинариста с политссыльными) Чеусов вынужден был оставить учебу. По словам Алексея Александровича, он тогда заявил директору следующее: «В Вашей семинарии я больше не нуждаюсь, поэтому оставляю. Когда-то по Лыткину изучался зырянский язык, теперь этого нет. Семинария подготовленных учителей для нашего коми народа не дает».

Вернувшись из Тотьмы, Чеусов жил в Выльгорте, работал в хозяйстве отца. По его словам, именно в 1901 г. он начал заниматься наукой, но в чем конкретно выражались эти занятия, точно не известно. Возможно, Алексей Александрович имел в виду свою встречу с известным финским лингвистом Вихманом, посетившим Коми край. Вихман побывал в Усть-Сысольске, Выльгорте, Визинге и других селах, изучал диалекты местного населения и фольклор народа коми (сказки, песни, загадки). Алексей Александрович оказал ему определенную помощь. Очевидно,  сотрудничал с Вихманом и Налимов.

Пару лет Чеусов работал писарем и учителем начальных классов в Визинге, Усть-Куломе и Койгородке, а в 1903 г., по его словам, «углубился в литературные и этнографические работы». (Отмечу, что в том же году в журнале «Этнографическое обозрение» были изданы первые научные статьи Налимова «Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян» и «Мор и Икота у зырян»). Чеусов дебютировал небольшой (29 страниц) книжкой стихов «Стихотворения зырянина», изданной в Вологде в 1903 г. В нее вошли написанные в 1899–1903 годах на русском языке 29 стихотворений. Как кратко говорилось о сем издании год спустя в журнале «Этнографическое обозрение» (его издавал Этнографический отдел Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете), «автор, преклоняясь перед Пушкиным, дает в этом сборнике оригинальные образцы своей “зырянской музы”».  Исследователь П.Г. Доронин позднее писал, что «в период издания сборника стихов А. Чеусов был весьма близок к взглядам своего ученого земляка и односельчанина Каллистрата Жакова. Декадентские взгляды и мистицизм К. Жакова не преминули  отразиться в творчестве поэта А. Чеусова. В своем стихотворении «Ветер и смерть» А. Чеусов механически повторяет мистические взгляды К. Жакова».

Алексей Александрович продолжал поддерживать связь с Г. С. Лыткиным, познакомился (вероятно, через Георгия Степановича) и завязал переписку с К.Ф. Жаковым (он, как и Лыткин, жил тогда в Пе­тербурге). Переписывался он и с В.П. Налимовым, с которым у Чеусова установились особенно тесные контакты.

Г.С. Лыткин читал стихотворения Чеусова, был их первым редактором. Как отмечал в своих воспоми­наниях Алексей Александрович, именно под влиянием Лыткина он стал писать по-коми. Именно после редакции Георгия Степановича написанные в 1901–1904 годах четыре стихотворения Чеусова на коми языке впервые были опубликованы (с переводом на русский язык) в том же журнале «Этнографическое обозрение», что и  первые статья В.П. Налимова, только годом позже в 1904 г. Г.С. Лыткин лично выбрал для публикации стихи из десятков, присланных ему Чеусовым. Сам Алексей Александрович высказался следующим образом: эти «стихотворения…, в «чаду забвения» некогда написанные мною», «быть может, кладут основание искусственной национальной зырянской поэзии на вычегодском наречии». Редакция журнала предварила публикацию гораздо более скромными словами: «Ввиду того интереса, который представляет из себя поэзия и поэтический язык людей, вышедших из народа, но еще связанных с ним многими общими интересами, редакция «Этнографического обозрения» дает на своих страницах место нескольким стихотворениям г. Чеусова на зырянском языке…»

Литературовед Т.Л. Кузнецова считает, что не все из написанного А.А. Чеусовым равноценно. Но, по ее мнению, среди его стихотворений, во многом несовершенных, выделяется ряд произведений, подкупающих искренностью чувств и своеобразием образов. Это пейзажные зарисовки, а также портреты крестьян. В них нашла отражение жизнь Коми края начала века, обычаи народа, его характер.

Первым результатом изысканий Алексея Александровича в области коми филологии стало не больше, не меньше, как «открытие» «филологического закона о движении коми языка и народа», как он позднее писал в своей автобиографии (Чеусов вообще питал склонность к высокопарным оборотам речи). Посвященная этому з­метка А.А. Чеусова «К зыряноведению» была опублико­вана в 1904 году в упоминавшемся журнале «Этнографическое обозрение» вместе с его стихотворениями. Но в ней — и это нельзя не признать — нашли отражение не столько какие-либо действительные научные обобщения, выводы, сколько стремление автора изучать коми язык, культуру, историю, его призыв к другим заняться тем же, не забывать о национальном своеобразии коми народа, популяризировать знания об этом.

Алексей Александрович писал: «Люди, чуждые европейского взгляда на вещи, …затрагивают национальное самолюбие, вернее, народную гордость, чувство чести, собственного достоинства; и тогда, когда мы становимся полноправными гражданами Русского государства, эти люди с узким мировоззрением поют нам, как надоедливые комары, старые песни. От них мы слышим: «Зырянин человек грубый, чуть не дикий, член несчастного, заброшенного судьбой финского племени… Это приходится слышать, начиная с русских универсантов, попавших в Зырянский край, и кончая самими зырянами, питомцами разных… учебных заведений, поступившими на должности фельдшера, учителя etc. [и так далее – Авт.] Все учебники по географии, пособия, беллетристика испещрены неправильными понятиями о зырянском народе… Зырянин русскому «обществу» мало известен, не говоря уже русскому «народу», и только научно-популярные статьи могут дать правильное освещение всем явлениям зырянской жизни в умах русских.

В последнее время у некоторых образованных зырян явилось сильное стремление всесторонне изучать свой край и родной народ (Г. Лыткин, Жаков, Налимов). О важности этого доброго дела говорить много не приходится… Если бы несколько десятков природных зырян дали хотя бы по небольшой добросовестной научной статейке и по нескольку предметов зырянских древностей, а также по научно составленной коллекции современных вещей, сильнее сохранивших национальную физиономию зырянского быта, то по отделу изучения родного края и народа сделано было бы уже достаточно, чтобы захолустный Зырянский край и заселяющий его народ образованному миру стал более или менее обрисовываться в его настоящем виде.

Верное изучение народа – дело нелегкое, и для исследования всех явлений народной жизни энергии одного человека недостаточно. Большее количество работников по известной отрасли познаний о народе всегда в итоге даст лучший результат. Признавая два вышеупомянутых положения за непреложную истину, считаю за честь приложить к тем трудам, которые до сих пор были написаны… по части «зыряноведения», и свой скромный труд, касающийся языка народа».

В 1905 г. Чеусов уехал в Устюг, где его застали события Первой русской революции. Чеусов систематически изучал политические программы самых различных партий. Как писал он позднее, «вся реальная жизнь столкнула [его] с историческим материализмом, с классовой борьбой и политэкономией». Его взгляды можно отнести к революционно-демократическим. Зная тяжелое положение коми крестьянства, Чеусов критически оценивал существующий строй, видел необходимость его изменения и, в частности, обеспечения права национальных меньшинств на свободное развитие своей культуры. По его словам, он и В.П. Налимов «еще в 1903—1905 годах... осознали необходимость культурно-национального самоопределения  коми  народа,  коми  автономии».

В октябре 1905 г. Чеусов приехал в Москву, намереваясь поступить в вуз. В какой именно — не известно; вполне возможно, что он хотел последовать примеру своего товарища В.П. Налимова, в 1905 г. сдавшего экзамены на аттестат зрелости и получившего право поступить в университет. Однако планы Чеусова не сбылись – его не приняли. «Или им (руководству вуза – Авт.) известно стало распространение листовок, или потому, что я не способен был низко поклониться», – так, по словам его супруги, позднее объяснял свою неудачу сам Алексей Александрович. Находясь в Москве, он (возможно, вместе с В.П. Налимовым) принял участие в вылившихся в грандиозную политическую демонстрацию похоронах большевика Н.Я. Баумана, убитого черносотенцами.

Вернувшись домой, Чеусов поддерживал контакты с сосланными в Коми край социалистами-революционерами, социал-демократами, бундовцами и представителями других партий и течений. Деятельность Чеусова не прошла незамеченной. Как рассказывал Алексей Александрович, 2 (15) октября 1907 г. в Выльгорте в 11 часов вечера «шайка черносотенцев» из засады стреляла из ружья в него и в В.П. Налимова. А 6 (19) августа 1908 г. в 9 часов вечера в Усть-Сысольске на А.А. Чеусова, находившегося опять-таки в обществе В.П. Налимова, по его словам, «набросились городовые и сыщики с криком: “Мы вас знаем, профессоров!”». К счастью, оба раза все закончилось благополучно.

После революции Чеусов долго жил в Выльгорте, никуда не выезжая (за исключением разве что соседнего Усть-Сысольска). Согласно его воспоминаниям, в эти годы «источником жизни остались физический труд в хозяйстве отца и частная адвокатура» (о какой адвокатуре шла речь, не ясно — юридического образования у Чеусова не было). При этом Алексей Александрович не оставлял занятий самообразо­ванием. Он держал связь не только с В.П. Налимовым и К.Ф. Жаковым (Г.С. Лыткин в 1907 году скончался), но и с этнографическим отделением Императорского Об­щества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, с финноугорским обществом в Гельсингфорсе (Хельсинки) — в частности, по некоторым сведениям, с Вихманом и Сирелиусом. Во всяком случае, сохранилась фотография, на которой Чеусов запечатлен в обществе Налимова и Сирелиуса, посетившего Коми край.

К.Ф. Жаков искренне интересовался Чеусовым и его деятельностью; в одном из своих писем он писал Алексею Александровичу: «Надеюсь на тебя, ты будешь продолжателем моего дела» (об этом вспоминала позднее супруга А.А. Чеусова). В автобиографии Чеусов написал о тех временах: «Возможность работать над своим научным образованием, исследовательской работой и литературой в сочетании со всеми формами крестьянского физического труда была достаточно максимальная. При возке кряжей, бревен прекрасно можно было изучать иностранные языки, думать о науке, политике и искусстве. На все нужно было много энергии, а ее всегда у меня было достаточно». Поистине Алексей Александрович имел полное право сказать: «Интеллектуальное развитие и самообразование – лозунг всей моей жизни».

Размышляя о проблемах культуры, образования, про­свещения, А.А. Чеусов, сожалея о невежестве массы населения, пришел к невеселому выводу о том, что российская культура не дошла и при сохранении подобного положения дел «по-видимому не дойдет» до коми народа. Выступая по этому поводу на заседании усть-сысольского земского собрания в 1911 году, Алексей Александрович заявил, что «в современном капиталистическом строе... надо родиться сразу культурным человеком», а ни один выходец из простого народа не сможет дорасти до высот «аристократической культуры» (говоря так, он забывал, однако, о хорошо знакомых ему К.Ф. Жакове и В.П. Налимове). «Блестящий век культурной истории России... XIX век, для коми, зырян, по-видимому, пройдет как одно жалкое воспоминание и то для немногих его сынов, не говоря уже о народе»,— с горечью сказал Чеусов. Он выразил надежду на форми­рование в будущем «демократической культуры», имея в виду, вероятно, резкое повышение культурного уровня всего коми населения. Пока же, констатировал Алексей Александрович, Коми край может попасть лишь на периферию российской культуры, да и то если принять неотложные меры для его культурного развития.

Низкая культура населения заставила А.А. Чеусова пересмотреть свои взгляды на необходимость культурно-национального самоопределения коми народа, и он категорически заявил: «Для коми, зырян,  нет почвы ни для квасного зырянского патриотизма, ни для «культурно-национального» так называемого самоопределения, по меньшей мере в переживаемое время». Тем самым Чеусов полагал необходимым вначале заняться просвещением местного населения, а уже затем поднимать вопросы об автономии. Вряд ли можно полностью согласиться с его мнением, хотя в то время трудно было бы найти в местных органах власти людей, которые поддержали бы эти начинания. Не случайно предложенные К.Ф. Жаковым проекты создания коми газеты, издания коми книг, реформы школьного образования (в частности, включения в программу изучения родного языка и родного края), выдвинутые в эти же годы, не были поддержаны усть-сысольским уездным земским собранием.

В 1917–1918 гг. Чеусов активно участвовал в политической жизни Коми края, занялся журналистикой, сотрудничая в местных газетах, преподавал в различных учебных заведениях. Он вошел в состав объединения «Коми гижысь чукöр» уездного отдела народного образования, занимавшегося пробле­мами создания коми письменности и литературного языка, заведовал лекторским бюро уездного политпросвета.

После открытия в Усть-Сысольске в январе 1921 г. Института народного образования (ИНО) Чеусов стал членом его правления, ответственным секретарем, заведующим учебной частью. По его инициативе при институте в октябре 1921 г. был организован рабфак, и Алексей Александ­рович стал его деканом. Исследователь Л.А. Кызъюров пишет, что «тогда же, по предложению А.А. Чеусова, в Усть-Сысольске организуется коми клуб при университете им. Энгельса. Перед клубом стояли задачи: организация научной работы при ИНО по отделениям истории, социологии, естествознания, археологии, этнографии, коми языка и литературы, создание печатного органа «Вестник», осуществление связи с другими центрами научной работы в РСФСР».

Чеусов стремился заниматься и научной работой — в 1921 г. он участвовал в научной экспедиции на Вымь, сотрудничал в различных научных кружках (некоторыми из них руководил). Институт народного образования, реорганизованный затем в Практический институт народного образования (ПИНО), являлся тогда центром научной и методической работы в Коми крае. Об этом позднее, 28 января 1925 г., в статье «4 года Коми высшей школы», опубликованной в газете «Югыд туй», писал сам Чеусов: «Учебное заведение с самого начала стало центром всех научных исследований Коми края, нашим рабоче-крестьянским коми университетом». Вероятно, какую-то научно-методическую помощь оказывал А.А. Чеусову В.П. Налимов, работавший тогда профессором университета в Нижнем Новгороде.

В 1922 г. в Усть-Сысольске было создано Общество изучения Коми края. Чеусов одним из первых вступил в него, позднее стал членом правления и ответственным секретарем общества, которое стало центром научной и краеведческой работы в Коми области. Полагаю, именно Чеусов привлек к сотрудничеству в Обществе изучения Коми края и В.П. Налимова, который с 1922 г. работал в вузах и научно-исследовательских учреждениях Москвы. Василий Петрович опубликовал  в журнале «Коми му», издававшемся при участии Общества изучения Коми края, серию статей, в которых приводятся материалы о хозяйственных занятиях, жилых и хозяйственных постройках, орудиях труда, средствах передвижения, утвари, пище и т.д., а также некоторые антропологические сведения. Публиковался в этом журнале и Чеусов. Он занимался организацией и проведением конференции краеведов Коми области, состоявшейся в 1925 г. Для участия в ней в Усть-Сысольск приезжал В.П. Налимов. Он посетил своего старого друга А.А. Чеусова, и они, по воспоминаниям А.А. Савельевой, «оживленно, молодо вспоминали» дни своей молодости. Несомненно, встречались они и в 1926 г., когда Чеусова на некоторое время командировали в Москву для работы в Комитете Севера при ВЦИК. В.П. Налимов участвовал в работе Московского филиала Общества изучения Коми края (фактически – студенческого кружка), выступал на его заседаниях.

В двадцатые годы Алексей Александрович активно выступал за развитие антропологических исследований в Коми области. В этом тоже можно усмотреть влияние В.П. Налимова: он в свое время окончил университет как раз по специальности «антропология и география». Чеусов критиковал Общество изучения Коми края, областное бюро краеведения и краеведческий  музей за то, что они не проводили антропологические исследования и не занимались их пропагандой среди населения («эта отрасль знания была и остается в пренебрежении у большинства местных научных работников, вследствие неправильного распределения труда»), хотя, по его мнению, «антропология заслуживает того, чтобы она была выдвинута на первый план вместе с землеведением, как одна из глав­ных основ истинного образования во всех школах и в жизни вне школы». Популяризации антропологии среди коми и ненцев Чеусов посвятил специальную статью в журнале «Коми му» («К вопросу о популяризации антропологии среди коми-зырян и самоедов», 1926 год, № 5). Вероятно, по инициативе Алексея Александровича (и с подачи Василия Петровича) была образована антропологическая секция Общества изучения Коми края.

Вполне возможно, что и интерес Чеусова к географии также проявился не без влияния Налимова. 15 февраля 1926 г. Алексей Александрович опубликовал «Физико-географический и эконом-географический очерк», посвященный географическому положению Коми области, промышленности, сельскому хозяйству, культуре и другим вопросам. Сам Чеусов называл эту публикацию справочником, но фундаментального справочного издания не получилось. В сущности, данная публикация представляла собой лишь набор разнотипных заметок Чеусова, посвященных указанным вопросам. Впрочем, никакого другого справочника тогда не имелось. Алексей Александрович упоминал и о других имевшихся у него «в рукописях» научных трудах по этой тематике.

В эти же годы Чеусов активно занимался и вопросами языкознания. Будучи командированным Обществом изучения Коми края, Чеусов ездил по районам области с целью изучения диалектов коми языка. Он сотрудничал в Комиссии по зырянизации, занимавшейся чрезвычайно важными в  условиях   Коми   автономии   проблемами:   подбором   национального состава служащих в различных учреждениях, расширением функционирования коми языка в делопро­изводстве, разработкой коми шрифта и норм коми лите­ратурного языка, коми терминологии, введением обучения в школах на родном языке и т. д. А.А. Чеусов задолго до латинизации коми алфавита делал попытки использовать латинский шрифт при письме на коми языке. Он принимал участие в обсуждении принципов формирования литера­турного коми языка. Будучи учеником и продолжателем Г.С. Лыткина, Чеусов выступал с позиций так называемого «ва-коми» (т. е. чисто коми) языка, свободного от русских заимствований.

Долгое время Чеусов работал над «Историей коми народа». Вероятно, именно эту книгу имела в виду А.А. Савельева, упомянувшая в своих воспоминаниях о том, что «был у Алексея Александровича большой многолетний труд, как он говорил, монография, которую он очень ценил». Приблизительно в 1927 г. Чеусов решился приступить к постепенному изданию своего труда. Первой вышла из печати небольшая (16 страниц) брошюра под названием «История коми народа (введение в 1 часть)». В ней Алексей Александрович постарался из­ложить свои взгляды на изучение истории коми народа, на трудности, стоящие перед исследователями, на перспективы исследований. Он писал, что для исследования «производительных сил Коми края и самого коми человека и народа» необходимо развивать краеведческую работу, создать «сеть научных учреждений» в Коми обла­сти, учредить «Коми академию наук и искусств». Все это потребует огромного напряжения сил, и «подрастающей смене научно-исследовательских и ученых бойцов коми народа остается грандиозное дело написания и издания истории коми народа... Край и народ ждут своих серьезных историков-социологов». Как видно из этих слов, Алексей Александрович отнюдь не считал, что своей книгой он исчерпывающе разрешит все проблемы истории народа коми.  Остальные  части монографии  Чеусов собирался издать в последующие годы, но ситуация  изменилась.

С постепенным охлаждением отношения центральных и местных властей к краеведам возможности для публикации их работ резко сократились. В 1931 г. Общество изучения Коми края прекратило существование. В конце 1932–1933 гг. его лидеры (в том числе и А.А. Чеусов) были арестованы и осуждены к заключению в лагерях

В местной печати клеймили «националиста» А.А. Чеусова, которого «агент финляндской буржуазии» ученый Вихман еще до революции (!) «под флагом краеведения» якобы втягивал в «создание пан-финских объединений на буржуазной основе». После отбытия наказания Алексей Александрович вернулся домой. В 1938 г. его вновь арестовали. В том же году арестовали и В.П. Налимова, объявленного, как и Чеусов, «финским агентом». Его этапировали в Сыктывкар, в тюрьме он, очевидно, в последний раз встретился с А.А. Чеусовым. Алексей Александрович был осужден на 7 лет в 1939 г. Василий Петрович скончался в сыктывкарской тюрьме в том же году (по другим данным, это случилось в 1938 г.). А.А. Чеусов тоже уже не вышел на свободу, скончавшись в Пезмогском лагере в 1940 году.

 

Основная литература

 

Жеребцов И.Л. Поэт, краевед, журналист, «контрреволюционер» // Покаяние. Мартиролог. Сыктывкар, 1999.

Жеребцов И.Л., Кузнецова Т.Л. Вунöдлöм ним // Войвыв кодзув. 1989, № 9.

Жеребцов И.Л., Кузнецова Т.Л., Таскаев М.В. Их объединило краеведение. − Сыктывкар, 2008.

Жеребцов И.Л., Рожкин Е.Н. Очерки истории становления гуманитарной науки в Коми. Сыктывкар, 2006.

Котылева И.Н. Переписка В.П. Налимова с родственниками: штрихи к портрету ученого // Краеведение в Республике Коми: история, современность, перспективы. Сыктывкар, 2004.

Методологические проблемы изучения истории общественной мысли (на материале народов РСФСР). Казань, 1990.

Налимов В.В. Мой отец // Парма, 1994. №1–2.

Несанелис Д.А., Семенов В.А. Профессор В.П. Налимов, «финский шпион» // Родники пармы. Сыктывкар, 1996. Вып. IV.

Они любили край родной. Сыктывкар, 1993.

Связь времен. Сыктывкар, 2000.

Шарапов В.Э. Материалы В.П. Налимова по традиционному мировоззрению коми в исследованиях европейских финно-угроведов I пол. ХХ в. // Арт. 2000, №1.

 

 

Публикация подготовлена при поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», проект «Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья».

 

 

 

© И.Л. Жеребцов

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2021 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100