Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Historical and cultural problems of northern countries and regions

Русский / English

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий № 2 (10), 2010 г.

 

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

-------------------------------------

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

 

Научные статьи

 

Этнология

 

С.А. Сорокина,
Т.В. Жеребина,
Ю.Г. Кустова

 

Помощники шамана у эвенков:
этнографические источники и современные данные

 

Институт помощников шамана – малоизученная область духовной культуры коренных народов Севера. Помощники шамана в этнографической литературе упоминаются довольно редко, в основном в трудах по шаманству эвенков, нанайцев, якутов, алтайцев, хакасов, ненцев. Мы находим описания помощников шаманов в трудах таких исследователей, как Г.В. Ксенофонтов, С.М. Широкогоров, В.Л. Серошевский, А.В. Смоляк, Н.А. Алексеев, Н.Ф. Катанов, Л.П. Потапов, М. Элиаде и др. Это явление исследователи наблюдали, но не ставили цель дать его всесторонний анализ. Описания его фрагментарны и не носят системного характера. Между тем, в практике эвенкийских шаманов помощники играют значительную роль, имеют разнообразные функции, выяснение и уточнение которых является актуальной темой для научного исследования, поскольку никогда не были описаны целостно.

Изучение этнографических источников позволяет сделать вывод о том, что именно у эвенков участие помощников шамана являлось необходимым для проведения камлания условием. Эвенкийские шаманы обязательно имеют помощника, и не одного. Помощники играли значительную роль в сеансах камлания, имели многочисленные обязанности, без них шаман не мог обойтись. По сравнению с другими малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, у эвенков наблюдаются наиболее развитые формы шаманства, включая богатый костюм, сложную символику деталей и рисунков, длительный обряд камлания. Вместе с тем, шаманизм эвенков, по-видимому, носит и архаичные черты: в камлании, так или иначе, участвовали все присутствующие, а не только помощники шамана. Происходило как бы коллективное камлание: люди, находящиеся в чуме, хором повторяли за шаманом  тексты заклинаний, после камлания облачались в шаманский костюм и по очереди били в бубен. Однако у помощников были и свои особенные обязанности.

О помощниках шамана писала известная исследовательница эвенков Г.М. Василевич. По ее данным, помогать шаману в некоторых камланиях мог любой человек. Так, камлание с целью излечения происходило с помощью мужчин. После сна, указывающего как шаманить, шаман просил мужчин стойбища заготовить деревянные изображения духов-помощников. Заинтересованные в приплоде скота люди помогали шаману в камлании «кража оленьих душ». Оно производилось в чуме: после созыва духов-помощников шаман в пении описывал свой поход в верхний мир к Сэвэки, где паслись души оленей. Он выкрадывал несколько и на земле сам становился оленем. В это время мужчины с арканами стояли наготове, приподнимали покрышку чума со стороны почетного места, и шаман-олень выскакивал в тайгу, подражая оленю. Мужчины ловили его арканами, а поймав, подбирали принесенные им шерстинки-души. Шаману могли помогать даже дети. Шаманское камлание «добывание детских душ» производилось в случае смерти детей. Во время этого обряда «в чуме около шамана наготове стояли два мальчика и две девочки, держа за углы белый платок», в который шаман, попав на землю, бросал души-шерстинки. Металлические подвески к шаманскому костюму и атрибутам изготовляли мужчины-сородичи, позже – члены территориальной группы, жившей летом вместе, иногда их делал сам шаман. Обработкой ровдуги и пошивом костюма могли заниматься только девушки. Кто из девушек должен этим заниматься выяснялось после специального камлания.

Сведения о помощниках эвенкийских шаманов можно найти в трудах С.М. Широкогорова. Исследователь упоминает их при описании камланий «молодых, малоопытных шаманов, для которых сам акт камлания не стал еще привычным». При камлании «шаман начинает петь один из известных всем мотивов; пение становится все громче и громче, движения начинают подчиняться мотиву, наконец, шаман в пение начинает вкладывать слова. Слова эти принадлежат уже не ему, шаману, а тому духу, который в него вместился. Душа шамана уже не самостоятельна. Если поблизости от шамана есть опытный человек, - помощник шамана, - он начинает задавать вопросы духу: какой именно это дух, зачем он пришел, что ему нужно и т.д. Подпевая шаману после каждой строфы, помощник помогает шаману, заполняя молчаливые перерывы. Если есть под рукой бубен, то он передает его шаману, и тот начинает в него ритмично бить колотушкой… Если шаман бубна держать не может или отказывается от этого, то помощник сам берет бубен и помогает шаману довести себя до такого состояния, когда дух становится полным господином тела шамана… В это время дело помощника шамана все запомнить и понять, что говорит дух через шамана, не приводя шамана в полное сознание, задавая ему вопросы коротко и ясно, ловя момент, когда шаман молчит. Если в это время сознание к шаману вернется благодаря грубости и неумению помощника, то дух может уйти и прервать сеанс». [Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Уч. зап. Историко-филол. факультета в г. Владивостоке. Владивосток, 1919. Т. 1. Отд. 1. с. 35].

Без помощников эвенкийский шаман просто не может обойтись: «Начиная камлать, шаман обычно уже знает, какой именно дух должен прийти первым, вторым и т. д. Вероятно, во время камлания сам шаман не знает и не помнит этого порядка, но обычный порядок вмещения духов в данного шамана ему известен, хотя бы от его собственных помощников. Обычно у шаманов бывает свой порядок. Если порядок нарушается, то это ставит помощников в большое затруднение и крайне мешает шаману, так как помощники путем удачного задания вопросов и т.п. не оказывают шаману необходимого содействия. Само собою разумеется, что сознательно шаман менять порядок не будет, - это роняет авторитет шамана, может вызвать перерыв в настроении, удалении духа и вообще замедляет камлание. Помощники же также раздражаются и с трудом следят за шаманом. Они утверждают, что у шаманов в этом отношении существуют свои привычки, - одни точно следуют одним порядком, а другие итого не делают, но в нормальном состоянии шаман всегда знает порядок вмещения своих духов». [Там же, с. 54].

По данным Широкогорова помощники могут возвратить душу шамана, «потерявшуюся» во время особо опасных камланий. Автор описывает камлание шаманки в мир мертвых: «Путешествие в мир мертвых сложно, длинно и опасно, так как в момент, когда душа шамана покидает тело, она может быть по пути перехвачена врагом-шаманом или задержана каким-нибудь духом. Иногда случается, что шаман во время такого камлания, не приходя в сознание, умирает… Когда дух шаманки покинул ее тело, она … лежала без движения и становилась все холоднее и холоднее. Душа ее не возвращалась, и она не двигалась. Помощники начали беспокоиться и звать ее. Она не отзывалась. Тогда начали высекать огонь кремнем, брызгать водой, теребить ее и т. п., пока она не отозвалась слабым и подавленным голосом. Тогда помощники стали резко бить в бубен, шуметь подвесками и громко кричать. Шаманка стала согреваться, наконец, она поднялась, вскочила, схватила бубен и снова начала петь и двигаться, - душа ее вернулась». [Там же, с. 70].

Участие помощников при камланиях эвенкийских шаманов в нижний мир упоминается в трудах М.Элиаде: «Сеансы, включающие спуск в Преисподнюю, называются оргиски, что дословно означает "в направлении орги" (нижнего, "западного" мира)…». Камланию предшествуют длительные приготовления. «Когда приготовления закончены… шаман начинает бить в бубен, петь и танцевать. Его помощники вместе со зрителями подхватывают рефрен песни. Шаман на минуту останавливается, выпивает стакан водки, выкуривает несколько трубок и возобновляет танец… Опасности умножаются по мере приближения к Аду… Поскольку шаман поет обо всех перипетиях путешествия, то зрители могут проследить его путь шаг за шагом… Наконец он достигает мира тьмы, и помощники начинают выбивать искры своими ружейными кремнями: это "молнии", благодаря которым шаман увидит дорогу. Он находит душу; после долгой борьбы или переговоров с духами, ценою тысячи трудностей, он приводит душу на землю и вынуждает ее воссоединиться с телом больного». [Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. с. 102] Так же поступают и помощники маньчжурских шаманов.

Широкогоров подчеркивает, что у эвенков «значение помощника шамана громадно. От его уменья зависит и то, чтобы помочь шаману остаться в том состоянии, до которого он себя довел, и понять то, что дух говорил. По окончанию камлания далеко не всегда, конечно, шаман помнит и знает, что именно дух говорил, и те вопросы, которые стояли перед шаманом до начала камлания, останутся для него вопросами, если помощник не изложит ему услышанного. Функции помощника иногда исполняются случайно присутствующими при камлании людьми, но когда камлание предвидится, то обычно помогает одно и то же лицо, привыкшее к данному шаману». [Широкогоров С.М. Указ.соч., с. 58].

Сведения о помощниках шаманов у народов Севера, и в частности, у эвенков, носят разрозненный характер, в специальной литературе нет общей картины этого явления: какие именно обязанности вменялись помощникам, по какому принципу шаман выбирал их, в каких именно камланиях участвовали помощники, какова их роль на каждом этапе камлания, существует ли иерархия помощников и т.д.

Институт помощников шамана до сих пор бытует среди эвенков Якутии, что открывает широкие возможности для его всестороннего анализа. Поскольку в шаманизме эвенков помощники занимают значительное место, проведение специального исследования именно среди эвенков дало возможность углубить познание этого уникального явления и эвенкийского шаманизма в целом. В 2009 году автором данной статьи была организована экспедиция в п. Иенгра Нерюнгринского улуса Республики Саха (Якутия)), целью которой стало изучение института помощников шамана в традиционной культуре эвенков Якутии. [Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Институт помощников шамана в традиционной культуре эвенков Якутии», проект № 09-01-18114е]. В ходе полевого исследования, проведенного кандидатами исторических наук, доцентами кафедры этнокультурологии Жеребиной Т.В. и Кустовой Ю.Г., был осуществлен опрос носителей культуры, шамана и его помощников, а так же бывших помощников уже умерших шаманов.

Проведенные изыскания подтвердили широкое участие помощников в деятельности шамана у современных эвенков. Результатом работы стало описание института помощников шамана в традиционной культуре, анализ роли и функций помощников в эвенкийском шаманстве. Были выявлены основные особенности этого феномена эвенкийской культуры. Определены предпочтительные пол, возраст, семейное положение помощников, их обязанности, умения, представления, установлены отличия в количестве и функциях помощников разных шаманов, последовательность камлания и роль помощников на каждом его этапе. Выявлены некоторые ранее неизвестные детали эвенкийского шаманизма. Описаны камлания нескольких шаманов, практиковавших в п. Иенгра. Уточнены термины на эвенкийском языке, связанные с шаманством.

Сегодня в Иенгре практикует один шаман – Семен Степанович Васильев, 1936 года рождения, известный в народе как Савелий (Савей). За время шаманской деятельности  у него сменилось несколько помощников. В период становления Савелию помогали его родственники, отец и дед его были шаманами. Для избавления от шаманской болезни ему сшили шаманскую шапку и он пришел в себя. Шапку и бубен сделал прадед, костюм шили родственники. Мастерицы сшили шаману костюм; подвески - птичек, рыб, животных - сделали умельцы-мужчины.

Основной помощник шамана Савея на протяжении последних 14 лет - Октябрина Владимировна Наумова. Работая в школе учителем эвенкийского языка, она не имеет возможности постоянно находиться рядом с шаманом (Савелий кочует на Алдане, в 300 км. от Иенгры, в тайге ему «ассистируют» другие помощники). Помощница занимается международными связями шамана, организует его поездки на фестивали и конгрессы. Она же выступает посредником между пациентами и шаманом, договаривается об условиях получения помощи, вывозит шамана к больным в другие города и поселки. Кроме того, являясь знатоком культуры, она помогает шаману при изготовлении костюма и атрибутики. Октябрина ведет дневниковые записи всех событий, связанных с шаманом и фиксирует его знания в различных областях (народная медицина, эвенкийский язык, обычаи), снабжает шамана продуктами, отправляет посылки из поселка в тайгу.

По рассказу помощницы, сами духи выбрали ее на это поприще: «25 декабря 1996 года Савей пришёл ко мне домой и попросил стать его помощником, сказал, что с ним надо ехать в «чужие земли». Я думала где-то недалеко от Иенгры, а оказалось – за границу. У него уже были помощники, но он сказал, что только я смогу ему помочь (он уже тогда знал, куда мы поедем)». Октябрина ответила, что ничего в этом не понимает, и даже смеялась над его просьбой. Она ничего не знала о религии, о своих функциях, не решалась помогать. С детства боялась камланий, во время которых плакала и засыпала. Но шаман ее уговорил, сказав, что она избранная, что духи ее направят, небо поможет узнать, как помогать шаману одевать костюм, как снимать, как «расшифровывать» камлания. Шаман уверял, что она справится, и они «все будут знать». Вскоре после этого пришел факс из  Англии в администрацию Иенгры – приглашение на «шаманскую» конференцию. Там Октябрина впервые помогала Савею. Она еще не верила в его могущество и решила проверить шамана. Октябрина попросила его узнать, чем сейчас занимаются члены ее семьи. Савей камлал прямо в гостинице, он «слетал» в поселок, обратившись в птицу посмотрел, что происходит в доме Октябрины, и, вернувшись, рассказал ей. После этого Октябрина пошла на переговорный пункт, позвонила домой и стала расспрашивать, кто чем занят. Оказалось, что шаман описал все верно, и когда Октябрина вернулась в номер, Савелий сказал ей: «Не надо меня проверять». В Англии, после сильной грозы, Октябрина стала слышать духов.

Октябрина не только образованна, имеет широкий кругозор, но и является знатоком культуры, воспитывалась в народных традициях. Она очень талантлива: сочиняет песни, знает эвенкийский фольклор, танцы, обычаи, обряды, приметы. Всегда помогает нуждающимся (делится оленьим мясом, лечебным медвежьим жиром со всеми родственниками). Октябрина удочерила дочь умершего брата, дети кочующих родственников живут не в интернате, а у нее дома. Она принимает у себя всех исследователей, приезжающих в Иенгру, помогает в их работе: рассказывает, к каким информантам пойти в зависимости от темы исследования, сама выступает в роли информанта, организовывает выезд на стойбище и т.п. По словам самой Октябрины, Савей «вычислил» ее после смерти своей жены (та была дочерью шаманки). Он выбрал ее главной помощницей, так как она помогла ему – дала обработанные бревна для надгробия.

Костюм хранится у Октябрины в доме, в случае необходимости, она отправляет его в стойбище. Савей камлает в тайге и без специального снаряжения ложкой (серебряной) и крышкой от кастрюли. Прикасаться к костюму без Савея нельзя. В обязанности Октябрины входит перевозка шаманских бубна и костюма в поездках. Сама Октябрина во время камлания на голову поверх платка надевает повязку с кисточками, почти как у шамана. Духи ей подсказали, что прикрытие головы платком обязательно, чтобы злые духи не навредили. Для защиты от духов шамана Октябрина надевает также национальный костюм.

Савелий и Октябрина известны за рубежом, о них знают исследователи шаманизма из Германии, Франции, Англии, Америки, Канады, Гренландии, Японии. Вместе они были делегатами на VI сессии постоянного Форума при ООН по вопросам коренных народов Севера, который состоялся в 2007 г. в Нью-Йорке. На данный момент Савей и Октябрина приглашены в Непал непальским шаманом. По словам Октябрины, заграничные поездки «получаются» через каждые два года, начиная с 1996 г.

Октябрина Владимировна рассказала о роли и функциях помощников шамана. По ее словам, помощников у шамана много, помогает каждый, кого попросит Савей. Но каждый род должен иметь 5-6 помощников шамана для разных случаев. Особого обряда посвящения у помощников нет. Возраст помощников - обычно после 20 лет, пол – любой («в семье все равны»). Помощниками, по желанию шамана, могут быть и дети. При серьезном камлании над тяжелобольным должны присутствовать 7 женщин и 9 мужчин. Только родственники или избранные могут быть помощниками шамана (но жена Савея не была его помощницей). Чужому человеку быть помощником шамана нельзя. Помощник не может быть учеником шамана. По словам информанта А. Семенова «помощник не может быть учеником, шаманству никто никогда не учит. Шаман может научить как оленей лечить, травы подсказать. Они же народные знания хорошо знают, лекарства там. А шаманству никто и никогда не учит. А когда шаманский дар уже появился, шаман учит, как пользоваться этим даром, чтобы не навредить людям. Вот это единственная школа шаманства, обучение применять свои возможности». Были случаи, когда шаманы дружили и помогали друг другу при камлании, но чаще всего шаманы враждовали.

Костюм шаману шьют 7-9 человек, обязательно нечетное число. Савей может обойтись без помощников, если камлает без костюма: «Шаман без помощников не может камлать. Если никого из помощников нет, то камлает без костюма. Но только маленькие просьбы, тогда без костюма», - свидетельствует Октябрина.

Функции помощников – переводить слова шамана, которые вкладывают ему в уста шаманские духи «бэллэмни» (от эвенк. «помощники»). У Октябрины – свои духи: «Духи со мной общаются, т.к. я посредник шамана и людей». Среди эвенков бытует представление об опасности роли помощника шамана. Информантка Анна Иннокентьевна Иванова шила костюм шаману Неустроеву, после чего у нее стали болеть руки. Спустя много лет она пришла к другому шаману и попросила вылечить ее. Во время камлания из ее рук в бубен падали нитки, обрезки ровдуги, мусор. После этого боль прошла. Информанты объясняют гибель родственников помощников шамана тем, что они «связались» с шаманом. Сама Октябрина Наумова не видит опасности в своем занятии, по ее мнению, ни помощнику, ни его семье духи шамана не вредят: «Для моей семьи никакой опасности в том, что я помощник, нету. Те люди, которые отказались Савею служить, их наказывают духи, их уже нет. Если над Савеем люди смеются, то их духи наказывают». С точки зрения Октябрины, к смерти молодых ведет неправильное захоронение шаманки Матрены. Кроме того, Матрена сделала ей для счастья колокольчик, который после смерти шаманки она должна была отнести на ее могилу. Она не отнесла, потому молодые умирают: «в 18 лет мужчины эвенки часто кончают самоубийством – теряют смысл жизни».

Кроме колокольчика у Октябрины есть другие сакральные предметы. Это «синкэн» (барылах – як.) - священное антропоморфное существо, вырезанное из дерева и одетое в костюм из оленьей шкуры (размером с кисть руки). Барылах Октябрине сделал Савей, его Октябрина по наследству передаст дочери Наде, потом – внуку (ребенок старшей дочери). Такая кукла была и у Матрены, так как у нее были родственники якуты. Это покровитель охоты, удачи, и делается он только для защиты своих сородичей. Барылаха кормят салом дикого оленя. Кусочек сала (он не портится) всегда висит внутри одежды барылаха.

Жители Иенгры считают, что после смерти Савея Октябрина станет шаманкой. Но Октябрину не считают настоящей помощницей шамана, так как она не родственница Савею, а избранная. Сама Октябрина говорит об этом так: «Помощники – только родственники. Я – нейтральный человек, не родственник, поэтому могу помочь и с русскими, с иностранцами, с нанайцами».

Октябрина описала некоторые детали камлания: при обряде лечения ставят 9 лиственниц, на них вешают деревянные изображения птиц, рыб, зверей с помощью туру (изготовляют туру в священном чуме - ветку расщепляют щепкой на две половины, получается в виде буквы Y).  Плащ шамана и другие атрибуты помощники вносят на малу (священное место напротив входа). Савей гадает на колотушке – упадет верхом – к счастью, нижней частью (меховой) – к несчастью. После камлания шаман дает надеть свой костюм и побить в бубен другим, чтобы они взяли из него энергию для себя. Обряд после камлания называется «тэгэмэк». Шаманское пение по-эвенкийски «икэмэк», «туни» (быть одержимым духами, бесноваться). Оленя, по сведениям Октябрины, забивают для больших гостей, мясом угощают всех (для камлания не забивают).

Обряд лечения, проведенный Савелием дома у Октябрины, описала дочь Октябрины Надежда. С ее слов «у больного что-то было в брюшной полости». Порядок камлания таков:

  1. Выключают электрический свет, зажигают свечи. Окуривают помещение колючим кустарником.
  2. Шаман Савей садится на кумалан (его шили несколько женщин лет по 45, не родственниц, по указанию Савея).
  3. Одевают шамана в следующем порядке: торбаза, нагрудник, плащ, шапка, бубен.
  4. Шаман пьет воду со спичками (зажженную спичку бросают в кружку с водой) [В большинстве камланий шаманы пьют воду, в которую бросают зажженную спичку (видимо, сочетание воды и огня), что помогает им войти в экстатическое состояние].
  5. Начинает тихо бить в бубен. Ритмы бубна разные, то размеренные, то отрывистые, то громкие. Шаман входит в экстаз, сильно потеет, пот катится градом.
  6. После камлания его лицо вытирает Октябрина.
  7. Все присутствующие  по очереди надевают плащ, шапку, бьют в бубен.
  8. Октябрина протирает бубен белой тряпочкой – там кровь, слизь, шерсть («болезнь вышла»).

Камлание длилось 2-3 часа.

О деятельности помощников шамана рассказала старшая дочь Октябрины, Светлана Васильева. Ее муж в настоящий момент – один из помощников Савелия.  Светлана описала порядок подготовки к камланию и само камлание:

  1. Договариваются с шаманом по поводу лечения.
  2. Багульником окуривают дом и всех людей.
  3. Пьют чай.
  4. В доме остаются только семья Октябрины и приезжие с больным.
  5. Расстилают кумаланчик с оленями (меховой коврик с аппликациями).
  6. Октябрина надевает национальный костюм.
  7. Одевают Савея: обувь, передник, плащ, шапку (из ровдуги, железной нет). После камлания надевают другую шапку.
  8. Савей садится и получает бубен.
  9. В начале камлания Савелий сидит спокойно  минут 30. На сковородке тлеют угли.
  10. Савей созывает духов: бьет в бубен тихо, потом громче и громче. Входит в транс. Больной сидит или лежит.
  11. За Савеем подпевает Октябрина, потом все присутствующие, которые после камлания берут в руки бубен и стучат.
  12. Во время камлания бросается колотушка для предсказания: верх – счастье, низ – несчастье.
  13. Внутри бубна во время камлания появляется кровь, шерсть (оленя), слизь – так шаман вытягивает болезнь.
  14. Октябрина раздевает Савея, вытирает пот с его лица, после чего плащ одевают все по очереди: берут шаманскую «энергетику», чтобы не болеть.
  15. После камлания едят, пьют водку.
  16. Одежду шамана и его атрибуты помощница укладывает в особую шаманскую сумку.
  17. Подарок шаману дают не деньгами, а покупают продукты в тайгу.

По свидетельству Светланы, для чужого человека готовят палатку, «чтобы не нести болезнь в дом». В палатке дедушка сидит на малу - священном месте. Кормит костер Октябрина, бубен тоже. В палатке через рот разбрызгивают воду, выгоняют злых духов. Светлана уточнила, что просить шамана покамлать по-эвенкийски - «эвипканда», и шаман не камлает, а «играет» - «эвидерен».

Информант Александра Георгиевна Игнатенко, хореограф ансамбля «Юктэ», описала камлание Савея по поводу будущего, которое проходило в стойбище, в лесу:

  1. В палатке сушат костюм и бубен.
  2. Палатку окуривают: вносят сковородку с углями и травами (не багульник).
  3. Младший брат Октябрины Олег Афанасьевич Семенов был помощником шамана.  Его жена Люда тоже помогала. О. Семенов переводил сообщения.
  4. Камлание началось вечером, около 18 часов. После 12 шаман долго пел. Потом вышел на улицу.
  5. Савей раздал иголки (свои) с разными нитками присутствующим.
  6. Проглотил иголки и продолжил пение.
  7. Выплюнул иголки в бубен и начал предсказывать. Во время этого камлания шаман колотушку не кидал и бубен никому не давал.
  8. Мужчины раздели шамана и протерли его от пота.
  9. В три часа ночи камлание закончилось и все разошлись.

Одно из «общественных» камланий Савея описала Ольга Георгиевна Игнатенко, зам.главы администрации Иенгры. Происходило оно в 2002 году, на съезде эвенков России в Туре, в общественном здании (ДК), вечером. В помещение внесли сковородку с углями. Октябрина грела бубен, одевала Савея: унты, нагрудник, плащ, ободок из замши с подвесками. Перед камланием Октябрина дала Савелию рюмку водки. Он начал бить в бубен очень медленно, постепенно ускоряя темп. Камлание было посвящено лечению женщины из администрации. Ольга при камлании заснула, но повторяла, пела за Савелием, хотя этого не помнит. «Савей плевал в бубен, бросал колотушку. Ритм бубна убыстрялся, пот с Савея лил ручьем. Шаман пел, шептал – все как бы шло через бубен. Он выплевывал иголки, кровь, разговаривал с больной, пел. Потом вдруг упал, закончил камлание. Октябрина раздела его, вытерла пот…».

Ранее Савелий имел в своем распоряжении трех помощников. Октябрина помогала в Иенгре, других городах и поселках, а также за границей. Двое  - Петр и Кирилл, мужчины старше 40 лет, кочевали вместе с ним в тайге. Петр – дальний родственник Савея, но чаще помогал при камлании Кирилл. Нам довелось увидеть одно из камланий, посвященное лечению рака. К Савею в тайгу за исцелением приехала русская женщина с мужем и дочерью. Они привезли с собой снаряжение шамана, которое хранилось дома у третей помощницы, Октябрины, в поселке. Подготовка к камланию началась еще вечером. Перед камланием помощники подготовили палатку, разместили в ней сакральные предметы, высушили над огнем бубен, достали из священной сумки костюм. Ближе к ночи, в 11 часов, в палатку шамана пришли все, кто был в стойбище и расселись на шкурах вдоль стен (оставаться у себя в палатках во время камлания опасно, так как над стойбищем в это время собираются духи; по этой же причине нельзя выходить из палатки шамана во время сеанса). Савей  расположился за печкой, у задней священной стены – малу. Во время камлания Кирилл и Петр помогали шаману надеть облачение, сообщали присутствующим результат гадания, проводившегося путем подбрасывания колотушки, передавали пациентам, не являющимся эвенками, указания шамана (то есть служили в качестве переводчиков). Вообще являлись посредниками между присутствующими и шаманом. Во время сеанса использовались различные приемы и атрибуты. Кирилл воткнул в землю внутри палатки специальный подсвечник - деревянный, с металлическим острием с одной стороны (для закрепления в земле) и с искусно вырезанной головой лося, между рогами которого помещалась свеча, с другой. Никакого света в палатке больше быть не должно. Начав сеанс, шаман прервался, и помощники сообщили нам, что свет лампы, подвешенной в палатке для видеосъемки, духи не одобряют. После выключения света шаман продолжил камлание. Те, кто знал эвенкийский язык, повторяли за Савеем напевы его шаманской песни. Помощники были в постоянном движении: они дали шаману попить, затем передали от шамана заболевшей и членам ее семьи лоскуты белой ткани (все трое держали по лоскуту, за другие концы держался шаман), зажгли сигарету, по которой шаман затем «ставил диагноз», узнавал судьбу (докурив ее после больной). Савей «играл» то стоя, то сидя. Он плюнул в бубен, и в конце камлания, длившегося около 3 часов, продемонстрировал присутствующим сгустки крови и слизи, образовавшиеся внутри бубна. Это была вытянутая им болезнь. После камлания помощники по очереди облачились в костюм шамана и били в бубен, провожая тем самым духов. Когда снаряжение было убрано и Савелий пришел в себя, он рассказал, где ему довелось побывать. Оказалось, что его сакральных помощниц, девяти девиц, не было на месте (они улетели помогать другому шаману), поэтому сеанс нужно  повторить через год. Кроме того, что-то угрожает дочери пациентки, необходимо провести камлание и для нее. Гости преподнесли в дар шаману продукты и водку, и на следующий день уехали.

Впоследствии Петр и Кирилл погибли, на сегодняшний день их место занял дальний родственник Савея Владимир (зять Октябрины Наумовой), с которым он кочует круглый год. У Савея со времени его посвящения в шаманы сменилось несколько постоянных помощников (не менее 6). Помощники Савея должны были хорошо разбираться не только в порядке камлания, но и во всей шаманской мифологической системе.

Таким образом, камлания Савея по разным поводам проходят примерно по одной схеме и участие в них помощников всегда необходимо. Помощники выполняли важные функции на всех этапах: изготовление и хранение костюма шамана, подготовка к камланию (организационные вопросы, просушка костюма и бубна, обустройство пространства для камлания, «кормление» огня, бубна, окуривание помещения); проведение камлания (одевание шамана, «перевод» слов и действий шамана, посредничество между шаманом и присутствующими - манипуляции с водой, сигаретами, иголками, лоскутами ткани); завершение камлания (вытирание пота с лица шамана, раздевание шамана, имитация камлания в костюме шамана).

Полевое исследование позволило выявить появление некоторых инноваций в институте помощников шамана. Традиционно у эвенков помощниками шамана являются родственники, но главная помощница Савея - «избранная» духами Октябрина (новое явление в эвенкийском шаманизме). Видимо, ее выбор в качестве помощницы связан с особенностями современного бытования института шаманства: Савелий знал о предстоящих заграничных поездках, и сделал своей помощницей образованную, энергичную учительницу, способную организовать такое путешествие. Кроме того, живя в поселке, Октябрина может отправлять шаману продовольствие в тайгу. Она же фиксирует знания шамана в разных областях, ведет дневниковые записи. Таким образом, функции современных помощников шамана расширились: поимо традиционной помощи на камланиях и при изготовлении шаманского снаряжения, они занимаются общественными связями, материальным обеспечением шамана, ведут «летопись» его деяний.

Полученные в ходе экспедиции сведения позволяют дать более полную картину бытования института помощников шамана в традиционной культуре эвенков Якутии. Проведенное исследование является основой для дальнейшего углубленного изучения современного шаманства эвенков. Результаты реализации проекта найдут практическое применение в спецкурсе по шаманизму, в курсе лекций по предметам, «Мифология, традиционные знания и верования народов Крайнего Севера», «Североведческая экспертиза социокультурной ситуации в регионах Севера», «Этнографическое регионоведение», «Этнология», читаемых в РГПУ им. А.И. Герцена.

 

 

© С.А. Сорокина, Т.В. Жеребина, Ю.Г. Кустова

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

Для этого перейдите по этой ссылке или войдите в раздел Разное - Приглашаем авторов

Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Журнал создан в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации

 

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой ссылке или войти в раздел Обратная связь

 

Назад

При перепечатке оригинальных материалов обязательна ссылка на
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»

О нас | Карта сайта | Обратная связь | © 2008-2018 Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Rambler's Top100